13:58
Мат в кино: малый грех и большой порок

БЛОГИ на Сибкрай.ru

Четверо кинорежиссёров обратились с письмом в Госдуму с просьбой отменить закон о запрете мата в кино. Фамилии все знают. Уверен, не все из них одинаково сильно хотят этого, ведь они прекрасно обходились без мата ранее в своих выдающихся фильмах. Но дали себя уговорить. В чём их роковая ошибка? В том, что молодые таланты вроде почти оскароносного Звягинцева просто не представляют перспективы кино без инструмента-мата и других не менее достойных усилителей вкуса? Нет, дело серьёзнее.

Вспомним, с чего начинался кровавый теперь конфликт на Донбассе. Одна из главных причин - вопрос о статусе русского языка на этой территории. В потоках крови теперь сами дончане, кажется, уже даже забыли об этом. Сократ: заговори, чтобы я тебя увидел. На Кавказе говорят: рана от кинжала зарастает, а от слова никогда. Предельно осторожно надо с языком поступать, чтобы не случилось крови. А особенно крови нации.

Когда режиссёр, в диком напряжении снимая на натуре сцены фильма, закричит матом – это грех, конечно, но ведь и понять можно (когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда). Но когда он настаивает на официальном разрешении материться в своём произведении для народа – это не просто грех гордыни, это порок, взращённый у большинства этих режиссёров по, так сказать, семейным обстоятельствам. И это тоже понятно – мы-то, сами, не так ли бы воспитались, будь у нас подобные семейные обстоятельства? Ещё неизвестно. Но вот молодое поколение режиссёров ещё можно удержать от этого порочного со всеми дальнейшими разветвлениями пути – есть надежда. И есть уже принятый Думой закон. Но герои хотят его сломать под себя. Они сильны: например, на сайте Известий некий молодой писатель написал статью заказную и выбраковывает ненужные ему комментарии (мат, получается, можно, а критику (по делу) нельзя – я проверил).

Теперь об искусстве кино. Если режиссёр не может средствами искусства сыграть мат там, где считает его нужным, чтобы обслужить зрителя уже испорченного (например, в нежном возрасте ему не повезло угодить под дичьё 90-ых) и при этом так, чтобы человек новый здоровый не обратил особо на это внимания, то такой режиссёр расписывается в своём непрофессионализме, в своей беспомощности, либо лени, употребляя мат склепком с улицы. Но ведь это уже не искусство, когда улица влияет больше, чем ваш творческий мозг. Присушили мозг, тогда освобождайте рабочие места молодым (желательно следующего за Звягинцевым поколения).

И главное: если закон о мате обратят в пыль, участь конца нации будет приближена, ведь мы другие – не американцы. Мы словоцентричны. Русская пословица: праздное слово ослабляет душу. А матерное слово (несомненно) её губит.

 
Трофимов Виктор Маратович
Доктор физико-математических наук, заведующий кафедрой НГПУ