13:58
О толерантности, политкорректности и опрятности

БЛОГИ на Сибкрай.ru

Довелось посмотреть фрагмент передачи «Познер» с Родионом Щедриным . Шапка телепередачи, вернее сама голова, разворот геометрического свода мыслей масштаба римского патриция, ухваченного скульптором (я уж думал это вышло из моды) и колыхание Эгейского моря голой плоти головы Владимира Владимировича на этот раз предвещали разговор с особенно дорогим сердцу человеком – большим русским композитором. И тут В.В. чуть было не скомкал впечатление, явно неудачно представив гостя: «Вас не нужно особо объявлять, Вы состоявшийся человек». Конечно, особо перечислять звания и регалии тут смысла не было, но вот представлять Щедрина «Вы состоявшийся человек» как-то… А вот как? Что это такое? Вот артиста Гошу Куценко так было бы вполне уместно представить. Так что это? Если такой журналисткий приём – задеть за самолюбие, погрузить с самого начала в невыгодное для обдуманных ответов психологическое состояние – что общем в наши дни, увы, не новость, пользование такими средствами – то это не удалось искушённому г-ну Познеру.
Но скорее тут, к ещё большему сожалению, другое. Это проявление той самой толерантности на практике, в действии: « Я (то есть г-н Познер) терплю Вас, гениальное достояние нации, потому что Вы и я в сущности одно и то же, и давайте уважать друг друга в уравновешенных терминах, избегая непристойной высоты и исключительности упоминания здесь слов, сходных по смыслу, например, с понятием «гений». Вообще, гений это какой-то сеющий неполиткорректность по природе своей термин. Давайте, лучше не надо. Будем придерживаться равноудалённости от Абсолюта. Это будет правильно, будет логично».
Вот такую мысль один в один не стоило труда прочесть в этой как бы «оговорке» неадекватного по сути своей представления Познером Щедрина. Понятно, что «какой-нибудь» Маяковский сразу взбесился бы, крайне обрадовав как бы профи Познера. А нам, зрителям, сразу стало как-то неудобно перед Щедриным (простите нас – мы уши не успели зажать, не ожидали). Композитор, внешне совсем не подал виду, а может быть и значения-то особого не придал этому, он ведь концентрировался на интервью. Но мы-то несколько в другом положении… Нам так как-то неудобно, стыдно. Сразу оговорюсь, я против моды использовать сам по себе термин «гений» - его уже давно дискредитировали другие телелица. Но легко ведь дать почувствовать дистанцию до реальных высот. И вовсе не требуется для этого обладать выразительностью Бродского или Пастернака.
Есть у В.В. любимая игра задавать гостю в конце интервью вопросы из списка Марселя Пруста и любимый вопрос: что Вы не любите больше всего? Обычно отвечают: предательство, подлость, непорядочность или когда тебя в оплёванном подъезде саданут в спину ржавым ножом или железом по стеклу. Щедрин ответил: неопрятность (с всё понимающей своей мягкой улыбкой). Вообще хвала Познеру – мы узнали, что больше всего в женщинах Щедрин ценит грацию, а из муз.произведений «Искусство фуги» Баха (и сказал ещё, что Шостакович ему признавался два раза, второй раз перед кончиной, что у него любимое -«Песня земли» Малера). Интервью удалось и уверен будут ещё беседы с классиком, он слава богу бодр в свои 80 и счастлив с богиней Майей.
А куда же, интересно знать, ушла западная культура от времён мудреца Монтеня, который, цитируя древнеримского автора на любимой им латыни, вполне разделял правоту следующего его высказывания: «Между одними людьми и другими дистанция гораздо большая, чем между некоторыми людьми и животными».
Г-н Познер, я уверен, разделяет мысль Герберта Маркузе (ещё в 60-ые годы) о грозящей опасности всему человечеству оказаться одномерным человечеством-потребителем с манипулируемым госаппаратами списком потребления, способствующим воспроизводству этих госаппаратов, их статус кво. Значит, если так, уважаемый В.В. просто не любит российское литературу-искусство и не признаёт за ним серьёзного после Достоевского и Толстого с Рахманиновым и Стравинским продвижения? А как же Шостакович, благословивший и Щедрина на труды? Не может этого быть.
Значит всё же В.В. являет нам политкорректность во всей её красе. Мне она что-то не нравится такая.
По каналу «Культура» довольно продолжительно уже ведёт свою студию другой интервьюер – Дарья Спиридонова. И примерно в это же время прошла беседа с режиссёром Иваном Вырыпаевым, модным, успешным и, как оказалось, интересным потрёпанным (непотрёпанные хороши конфеты в коробке) жизнью человеком, растерявшим к 36 годам уже много волос и немало жён. Человек, очень напоминавший князя Мышкина своим взглядом, слабым полудетским голосом, какой-то ветхой немощью таившей апостольское упорство оправдал первое впечатление – да, не прост сибиряк. Но речь-то не о нём. Сколько толерантности, политкорректности, которые заменяются в этом контексте, пожалуй, одним термином деликатность, было проявлено Дарьей Спиридоновой. И ведь вытащила из странноватого творца немало интересного, вряд ли переключишь канал, начав смотреть. А случись бы к В.В. ему угодить, так в той линейке толерантности и политкорректности он весь как младенец-грешник – идеальная мишень для зубастого щелкунчика Познера, мастера чёрной магии, кстати, большого любителя порассуждать о толерантности.

 
Трофимов Виктор Маратович
Доктор физико-математических наук, заведующий кафедрой НГПУ