13:58
В джунглях образования

БЛОГИ на Сибкрай.ru

Вуз в эпоху перемен

В начале эпохи перемен полагали, что вот примем новые стандарты, напишем новые учебные программы, приспособимся к продукции ЕГЭ и что-нибудь да будет, ведь никогда не было, чтобы ничего не было. И раньше переходили и на новые стандарты, и на новые программы. Но в какой-то момент выяснилось, что вуз теперь находится в жёсткой конкурентной среде и в силу целого ряда внутренних и внешних факторов представляет собой сложную систему с неопределённостью и изменениями. Система есть система – целостность, а не набор процессов. И система, чтобы сохранить свою самость, постоянно требует оптимизации себя именно как системы, а не набора отдельных процессов. Вот тут вылезают надобности в других технологиях и производства качественных выпускников и в других технологиях управления целостностью. Причём это можно было бы отложить на будущее, если бы вуз в эти годы реформ не погружался бы стремительно и необратимо в капиталистические волчьи джунгли конкуренции и борьбы за выживание.

Как реагируют вузы?

Новые технологии производства выпускников это забота каждой структурной единицы вуза, которая оптимизирует свои процессы как может, совершенно не думая о других, тянет на себя ресурсы используя любые средства лоббирования, а ведь даже самая простая система – цепь обладает интересным свойством: укрепление любого звена кроме самого слабого, никак не укрепляет цепь в целом. Если же укрепить слабейшее звено, прочность цепи сразу возрастает – но лишь до предела прочности следующего слабейшего звена. Получается динамика – это совсем другое качество управления. А в мозгах традиционно мыслящих всё ещё царствует одна лишь статика. А при этом новая система аттестации вузов в РФ вынудила заготовить свою цепь для каждого вуза, состоящую из звеньев укрупнённых групп специальностей: если хочешь оставаться университетом, то изволь иметь не менее семи таких крепких групп-звеньев в цепи. Одно порвалось – и вы уже не университет, а академия, а там, при разрыве следующих, и просто институт. Всё же университет – сложный организм – должен уметь и соответственно управляться со сложностью. Посему ему велено иметь не менее семи укрупнённых групп.

Научные школы и научно-образовательные трансформеры

Вот у нас в НГПУ прошла идентификация внутренняя научных школ: выяснилось, что удовлетворяющих жёстким требованиям как бы здравого смысла научных школ всего две (с десятком докторов и полусотней кандидатов не менее двух поколений в каждой школе). Что эта идентификация дала вузу? Видимо теперь уже без всяких малейших сомнений все приоритеты финансирования научных тем будут отданы этим школам, что и раньше наблюдалось контрастно. В результате ещё более усилилось всего одно звено, одна укрупнённая группа и без того с большим ресурсом. Для этой группы такой результат, на первый взгляд хорош, но через два года она может оказаться уже в стенах академии, и её реноме потускнеет. Это раз. Второе: научная школа сложившаяся много лет назад работает на склад, выдаёт обычно результаты, которые привыкла выдавать. А жизнь меняется динамично, нужно следовать запросам, новым направлениям, производить переналадку на ходу. Например, за эти годы в вузе возникли совершенно новые чрезвычайно востребованные жизнью направления подготовки, и они сразу стали приносить доход (не только денежный) вузу. Но при распределении внутренних грантов довольно большая часть дохода отдаётся на склад устоявшихся научных школ. Спрашивается, а где возможен генерируемый (динамический) доход? А именно в этих новых подразделениях, где ещё нет научных школ, но уже есть возможность отвечать на востребованные жизнью (экономикой) вызовы. Но если ждать пока созреют два поколения защищённых степенями кадров, то жизнь опять убежит далеко вперёд и теперь они останутся на складе. Посему в вузе научная школа не совсем то, что нужно для жизни современного вуза, часто даже тормоз, а развивать надо динамичные научно-образовательные трансформеры, которые работают на заказ, на востребованные экономикой знания, продукты. Именно эти трансформеры производят генерируемый (изменениями жизни) доход вуза не обязательно в деньгах, а скажем в инновациях, в реноме, в привлекательности для работодателя.

Что такое научная школа?

Это организм с конечным сроком жизни. Они прижились особенно понятно, почему именно в СССР: учёный из дворян или съездивший успешно поработать за границей (редкие люди, вроде Петра Леонидовича Капицы), учёный на голову выше окружения – естественно в центре интересов. И вот около батьки уже роится научная школа. Но даже солнце умирает, превращаясь либо в белого карлика, либо в чёрную дыру. От того и другого варианта проку мало, скорее вред. В белом карлике учёной мысли становится тесно из-за плотности догм, а в черную дыру древней научной школы безвозвратно проваливается любой вливаемый ресурс. Так что, молодые люди, бегите из таких местностей (хотя это нелегко - гравитация). Другое дело если ваша научная школа – добровольное садово-огородное товарищество: и огородец свой возделываете, и батька не мешает, и складывается видимость научной школы, усыпляющая всех (что плохо тоже в конечном итоге).

Почему трансформеры ?

Дело ведь не только в разработках творческих, статьях, монографиях, защитах, но и в новых учебных программах, новых профилях, востребованных жизнью сейчас. Это конечно затратно, хлопотно перенастраиваться на новые программы. Гораздо удобнее и спокойнее работать на склад привычной продукции, которая возможно (и часто!) никому, увы!, и не понадобится.
Вот, например, у нас на факультете технологии и предпринимательства в новом учебном году открывается новое направление «ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ТЕХНОЛОГИИ» по профилю «информационные системы и технологии в образовании». Вдруг нам сразу выделили непривычно большое число бюджетных мест на это направление – 25 мест! На специальность «сервис» (теперь профили «сервис электронной техники», «сервис транспортных средств», «информационный сервис») тоже выделяли поначалу по 25 бюджетных мест, потом постепенно свели до нуля. В Москве сочли за благое – не будем выделять бюджетные места на эту специальность, так как многие идут на внебюджет и так хорошо, раскрутились ребята на ФТП. А ведь в начале (не так далеко по времени) «сервис», как новая специальность, был страшно непривычен и вызывал ропот. Мораль в том, что многие преподаватели, да и руководители ворчат от обилия новых предметов, необходимости их поднимать с нуля. Но жизнь, рынок требуют своего, а не того, что стало привычно и удобно. В короткое время нужно создавать и программы новые, и статьи ваковские писать по новым неизведанным путям, готовить аспирантов, создавать лабораторную базу и генерируемый доход!, а не продукцию на склад.

Куда податься абитуриенту?

Вчерашнему школьнику и его родителям очень трудно разобраться в современных джунглях образования. На волчьем поле конкуренции все средства хороши, используются все возможности. Одна только история с нашим коллегой Виталием Сергеевичем Елагиным, активным, талантливым организатором как раз одного из таких новых образовательных кластеров в нашем вузе, показывает, как хаос конкуренции мешает все карты на столе абитуриента, дезориентирует его, может склонить куда угодно по чужой воле или воле холодных равнодушных обстоятельств. Но кое-что (после ЕГЭ) он должен знать твёрдо при выборе пути. Во-первых, чем старше вуз, тем лучше. Вуз в целом это тоже своего рода трансформер: чем больше разных времён пережил, тем больше у него ресурс изменений и потенциал для решения будущих вызовов. Во-вторых, не попадайтесь на необеспеченное ресурсами образование в частных, возникших недавно вузах. Самые передовые эффективные и универсальные экономические теории и методы возникли в сочетании главных принципов серьёзных научных теорий в одном подходе. Теория очередей, теория массового обслуживания, теория игр, математическая статистика, теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), кибернетика, теория сложных систем, системный подход – это самое лучшее, из разработанного в последние десятилетия, имеющее прочный математический фундамент. Какие же специалисты требуются, чтобы просто, но не переупрощая, и доходчиво, но не сводя к примитиву, синхронизировать ваш опыт и среднее (часто очень!) образование с реальной теорией (ничего нет практичнее хорошей теории, как известно)? Вот поэтому в серьёзном вузе обеспечивают серьёзную подкладку под образование. У нас на кафедре, например, работают люди с фундаментальным математическим образованием, полученным в разных городах страны, и только они, как оказывается, могут пробраться к понятной вчерашним (и запущенным в том числе!) школьникам сути наук и научить вещам часто далёким от математики.

 
Трофимов Виктор Маратович
Доктор физико-математических наук, заведующий кафедрой НГПУ