13:58
Сирота с батоном

БЛОГИ на Сибкрай.ru

«Купилась» на прямую ( а теперь сомневаюсь, прямую ли) трансляцию из Большого театра. Это же прекрасно! Спектакль идет в Москве, а смотрят его люди, где угодно: кто в кинотеатре, кто в компьютере, кто в Новосибирске, кто в иной точке мира, для которой милая переводчица с русского доносит о происходящем.

Спектакль назывался «Укрощение строптивой», не новый, но достаточно, кажется, интересный. Достаточно знать, что постановщик – великий француз Жан-Кристоф Майо. Где мы еще его встретим, если сидим тут и не часто бываем там? Хотелось мысленно авансом аплодировать идее нас познакомить с таким замечательным деятелем балетных искусств. Идее столь щедро спустя годы представить жемчужину репертуара главного театра страны. И – да, что крайне интересно, «Укрощение строптивой» - балет.

Что еще интереснее, музыку к нему написал Шостакович. Написал, надо было бы брать в кавычки. Музыку взяли напрокат у Шостаковича для балетных целей. Из разных произведений его, благо, что написано-то много. Дмитрий Дмитриевич не ленился, как известно. Оставил гигантскую библиотеку звуков, записанных на бумаге и не только, как говориться, на все случаи жизни.

Как вышли на Шостаковича, не знаю. Не могу себе представить, как. Во всяком случае, авторские дела уже не с ним лично утрясать и не у него спрашивать: «Как Вы считаете, уважаемый Дмитрий Дмитриевич, подойдет ли вот это…. Сейчас я Вам наиграю – напою…. «Вы жертвою пали…в борьбе роковой…» - слова мы не будем использовать, только мотивчик – вот для сцены любовного дуэта Катарины и Петруччо?.. У Вас чудесная третья часть в одиннадцатой симфонии для этого приспособлена, чудесная! Вы, да, тоже, тоже взяли не свой мотивчик, «приспособили», прекрасно он вошел туда, прекрасно! И мы приспособим. Ничего, что «Вечная память» - называется эта часть. Кто сейчас об этом что-то знает? Хоронят уже под другую музыку на Руси. Так что мы никого не обидим, нет. А по ритму нам чудесно подходит эта тема. И звучит превосходно у Вас, Дмитрий Дмитриевич!..»

Такой искушающий почтенного композитора диалог мне представляется, как диалог если не с дьяволом самим, то с таким удивительным невежей, который дьявола в своих чистых намерениях удивить публику – превзойдет, пожалуй. Это моё личное суждение. Суждение категоричное и я бы хотела, чтобы оно выглядело пощечиной тому, кто это придумал. А что я еще могу противопоставить такой неслыханной наглости?!

Вы помните Тосю с батоном? Сироту из милого фильма-комедии «Девчата» режиссера Чулюкина? Тосенька простодушно роется по чужим тумбочкам, находит вкусненькое и устраивает себе, сироте и выпускнице детского дома, настоящий пир! Она нарезает батон вдоль, намазывает его маслом и вареньем – большой ложкой из большой банки! – и только собирается откусить, приходят подруги и застают её на месте преступления.

У меня остаётся впечатление, что я – одна из подруг Тоси, только в качестве простодушной сироты, я застала Жана-Кристофа Майо на «месте преступления» и рытья по чужим тумбочкам. Чего ни он, ни его простодушные коллеги из Большого театра ничуть не осознают. Они устраивают лирические плясочки под похоронку в шутейном ключе и не находят это оскорбительным.

Сергей Филин с придыханием общается в антракте с приглашенным на великую постановку Майо, осыпает его комплиментами и заверяет, что мечтал-мечтал-мечтал о том, чтобы пригласить на это – на «Укрощение»…

А вот, что пишут на сайте БТ в либретто балета. Тут уж достаётся Вильяму нашему по, извините, морде лица - цитирую:

«Вместо того, чтобы превращать «Укрощение строптивой» в практическое руководство по домострою…»

(пойди уже умойся, Вильям!)

«… руководство по домострою – как усмирить непокорную жену – спектакль рассказывает о встрече двух невероятно сильных личностей, каждая из которых в итоге узнает в другом себя. Причина их неуправляемого, идущего в разрез с социальными нормами поведения, - в одиночестве, на которое они обречены среди обывателей, в том, что ни один из них пока не встретил себе равного. Это два альбатроса среди стайки воробьев».

Альбатросы среди воробьев только и могут замахнуться на Шекспира да так, чтобы он по плечи ушел в сырую землю, а то и по темечко. Нам, воробьям, это трудно принять. Мы, воробьи, то есть, воспитаны в том духе, что в Большом театре России – сидят заправилы балетного искусства.
А в Монте-Карло, откуда к нам приехал постановщик, сидят … ну, не хочу называть «лучшего французского хореографа» карликом. Однако, название всё же не Монте-Гиганто, а Монте–Карло.

И пусть Шекспир – не русский драматург, а и за него обидно. Тем более за наших. Всех. Начиная с Шостаковича. Альбатросами, как бы я сказала, если бы была не воспитана, как Тося, уделанных.
О тацовщиках тут не говорю, они не виноваты, кажется. Большой театр их сделал подневольными. Они старались изо всех сил! Воображали себя альбатросами. И если бы не «веселенький мотивчик» из начала второго действия – тот самый… я бы простила кражу у Шостаковича всех этих «Нас утро встречает прохладой», «Романса» из «Овода» - и прочей викторины, которая подошла бы для уроков сольфеджио и музлитературы.



Привожу ссылку на сайт БТ с «кратким содержанием балета». Предупреждаю, что оно отнюдь не такое краткое, почти с сам балет по длительности, если читать размеренно и с чувством.

http://www.bolshoi.ru/performances/714/libretto/







 
Любовь Иванова
Журналист, сценарист, критик
Бердск начинает праздновать 300-летие под парусом
Сельским школам выделили деньги на системы видеонаблюдения
Детей вывезли из летнего лагеря из-за вспышки менингита
Ребенок получил удар током из открытой трансформаторной будки
Тело мертвого мотоциклиста нашли на полевой дороге
Прокуратура добилась сноса двухэтажного здания в Новосибирске
Более миллиона жителей Новосибирской области стали должниками
Обыски прошли у сына бывшего губернатора Юрченко
Эксперты назвали преграды для снижения младенческой смертности
Задержанные со стрельбой мигранты осуждены за кражи на трассах
Школьники предложили решения для развития доступной среды
Новосибирцам предложили указать на самые разбитые дороги
«Сибирь» одержала первую победу в новом сезоне
Новосибирские олимпийцы получили госнаграды и BMW