13:58
Продажа слова

БЛОГИ на Сибкрай.ru

Пришел, предложил. Купили. Продался. Продан. Теперь увеличиваю продажи. Приглашают, предлагают, платят, продаюсь хорошо.
Исповедь проданного.
Воронежская студентка защищала диплом по теме продажной прессы. Отследила публикации в избранных СМИ, проанализировала, обнаружила признаки рекламы там, где публикация претендовала на чистую журналистику, а с другой стороны выявила мимикрию рекламы под журналистику. Взаимовыгодное симбиотическое «сотрудничество». По следам ее дипломной работы намечаются юридические процедуры: возбуждение дел по установленным фактам нарушения закона и выявление каналов, по которым ходят незаконные деньги мимо государства… Скандальная защита диплома вызвала мгновенный ажиотаж, всплеск активности, девушка мигом стала известной. В Воронеже много чего было, но такого еще не было. На видео с ее защиты - стоящая за громоздкой трибуной докладчица смотрится хрупкой и похожей на киношную девочку-адвоката Светлану Георгиевну в исполнении актрисы Марины Дюжевой. Помните фильм Георгия Данелии «Мимино»? Кто бы подумал, что эта невидная серая пигалица, я имею в виду адвоката из фильма, может спасти справедливость и вернуть ее нам из лап всё схвативших и жадных «сильных мира сего»? Но Светлана Георгиевна докапывается до сути, и наш несравненный Мимино спасается от сурового приговора суда. В какой-то мере торжествует не только закон и порядок, но и честь и совесть. Воронежская студентка тонкими пальчиками потянула за кончик длинный и скользкий хвост.


По странному совпадению, зовут ее Светлана, отчество не уточняется, возможно, Георгиевна, а фамилия Шеина. Новоявленная искательница справедливости защитила диплом с оценкой «отлично».


И теперь за ней гонятся журналисты и наперебой интересуются, где же такая выскочка собирается после окончания ВГУ работать? Намекая на то, что кто же ее теперь в прессу возьмет, такую правдорубку и правдоискательницу? Только в заказные журналисты ей теперь дорога, или вот в пресс-службу да в пиар агентства. Воронежские СМИ, обследованные студенткой, вряд ли захотят заполучить такого комиссара в пыльном шлеме.


Ах, Светлана, Светлана… Какие ты возбудила во мне воспоминания десятилетней давности! В то время на телевизионном фестивале «Золотой бубен» в Ханты-Мансийске победительницей стала девушка, похожая на тебя, даже красивее, пожалуй. Ее работа, представленная авторитетному жюри фестиваля, называлась «Профессия репортер». Та еще тема - о безысходности журналистской судьбы: журналисты - талантливые, способные, ищущие лучшей доли – не удерживаются в профессии. Вынуждены покидать СМИ и удаляться в пресс-службы холдингов и компаний, занятых продвижением своих продаж, своих интересов. 10 лет назад девушка в Ханты-Мансийске получила путевку в жизнь как журналистка, отличница в профессии. Но распорядилась она этой путевкой – в полном соответствии со своим фильмом о судьбе провинциального репортера. Она ушла из журналистики навсегда. Похоронив все надежды жюри, если таковые были. Реклама и «заказуха» стали ее судьбой, счастливой судьбой, принесшей благополучие материальное в полном соответствии с ее мечтами. Ибо мечтала она не о карьере репортера. И не «трое суток шагать, трое суток не спать ради нескольких строчек в газете». Она получила свою «бабу», как называют меж собой приз фестиваля «Золотой бубен» его обладатели. «Баба» стоит на видном месте и – двигает продажи нашей талантливой девушки.


Глядя на Свету Шеину, Светлану «Георгиевну», хочу-таки понять, какой она будет через 10 лет и для чего она «сделала это».

Исповедь проданного. Как вы дошли до жизни такой? Обыкновенно. У нас товар, у вас купец. Свадьба по любви.


Публикация материала о защите Светы Шеиной на факультете журналистики ВГУ собрала невиданное число просмотров -123 тысячи за первые сутки. Уникальность случая взять тему диплома «Проблемы заказной журналистики на примере воронежских СМИ» соответствует проявленному интересу.


Диплом Светы будет работать, уже работает. Воронежский чернозем дает странные всходы. Студентка кафедры рекламы и связи с общественностью – доводит до общественности пагубу рекламы. Реклама убивает журналистику, проникая в нее инопланетным пришельцем, питаясь ее организмом. Как будто этого никто не знал. Все знали. Но Света первой осмелилась высказать известное всем. Осмелилась указать конкретно, что и как происходит при взаимопроникновениях рекламы и журналистики. Возникает химера.


Почему на десятках, а может и сотнях кафедр наших учебных заведений не обсуждалась открыто тема, заявленная одной маленькой студенткой? Потому что о последствиях своих шагов принято задумываться, а не выскакивать с шашкой наголо. Среди студентов журналистских факультетов принято носить прагматический образ мыслей. Вот и моя прагматическая мысль все не может понять, как девушка будет использовать выгоды образовавшегося ажиотажа. И не может поверить, что Света просто добросовестная студентка-отличница. Что Света готова со своим дипломом быть бледнолицей сотрудницей острого пера, сбиваться стайкой с коллегами на официальных мероприятиях, кидаться к фуршетным столикам, когда они предусмотрены для прессы или терпеливо молчать, придерживая наготове гаджеты с проводками и без – в ожидании важного лица – столько, сколько нужно, безропотно.

«Мы – дети прагматики, а не галактики. Нам не ловить в небесах журавля».


А ведь мы до сих пор не без трепета воспринимаем печатное слово, верим ему. Потому у нас так отлично себя чувствует реклама – мы даже ей, насквозь фальшивой и продажной - подспудно верим, успевая быстро переключить выскочку, получаем ее рентгены, облучаемся – помним это вечное «в начале было слово».
И то, что формировало нас тысячелетиями, теперь, как углеводороды из-под земли, выкачиваем из нашего сознания. Не боясь, что возникнут дыры, как на полуострове Ямал в вечной мерзлоте, когда огромные пузыри метана вырываются, оставляя нам загадку, что теперь будет и чем закончится…