13:58
Примерьте возраст, господа и дамы.

БЛОГИ на Сибкрай.ru

- Покажите нам достойную, красивую старость! – такой запрос казалось бы легко удовлетворить. Есть люди в возрасте, которым возраст не помеха. Хочется думать, что есть. Что они знают, как поступать с богатством в виде прожитых лет. И всё же нет большей страшилки, чем старость. Её боятся все, но особенно панически женщины. «Старикам везде у нас почет» - не работает у нас и звучит отвратительно. Женщины и мужчины готовы произвести замену своих лиц и тел, лишь бы видом обманывать время, которое неумолимо и наступает катком. А как еще?

Как быть, если молодость кончается, и вас гонят вон из жизни? И чем больше вы принесли жертв в пользу своих родных, не оставив себе запас на старость, тем более жестока с вами окружающая человеческая среда.

Задумываться о старости надо с молодости. Понимать, что придет время и спросит строго: «Что теперь будешь делать? У тебя уже нет прежней работы. У тебя уже нет детей, они выросли. Выросли даже внуки. Будешь сидеть на лавочке в пимах и щуриться под лаской солнышка?»


Некоторые из этих вопросов, считаю, привели к написанию пьесы и созданию постановки «Три красавицы», а затем и вызвали интерес у публики. Это спектакль социальный, знаете ли. Хотим увидеть аппетитную, вкусную, правильную старость. Надоело бояться и прятаться от нее с помощью известных ухищрений. Надо научиться жить с ней, как с верной подругой и понять, есть ли у неё что-то хорошее для нас.


Драматург Валентин Красногоров написал свою комедию, вышучивая реальность, преодолевая ее суровость. Сам он, кажется, не подвержен старости: легок на подъем, бегл умом, отзывчив сердцем. Ну, в самом деле, что такое каких-то 80 лет для него? У него было уже, если выразиться в терминах компьютерной игры, несколько жизней: химик, доктор наук, вице-мэр израильского города Хайфы, сочинитель пьес и президент гильдии драматургов Санкт-Петербурга. Он хорошо знает жизнь и ее проблемы. Он любит женщин. Пьеса ведь про них. И там нет ничего такого про «старикам везде у нас почет». Там правда: почета нет. Но нет и уныния. Женщины в любом возрасте могут и должны оставаться женщинами. У них есть для этого всё. Надо только кое-что напомнить.
Комедия «Три красавицы» совершает это напоминание.
Она предоставляет возможность сразу трем актрисам проявить на равных своё дарование. Все три роли – главные. Три подруги в поисках… любви.


Режиссер новосибирской постановки «Трех красавиц» Владимир Лихошерст выступил, я бы сказала, своеобразным кутюрье. Он обеспечил возможность зрителю его спектакля примерить на себя возраст, как платье. Покрутиться перед зеркалом и решить: идёт или не идёт. Его модели – три звезды молодежного театра «Глобус»: Тамара Кочержинская, Наталья Орлова и Галина Яськова. Все три очень хорошие актрисы, обладательницы почетного звания «Заслуженный артист Российской Федерации». Актрисы любимы, почти боготворимы поклонниками, ждущими от них как минимум чуда. Возраст Джульетт для них миновал навсегда. Но сердце Джульетты бьется по-прежнему в каждой из них, что показал спектакль «Три красавицы», названный так с изрядной долей иронии. Джульетта - не Джульетта, а любви все возрасты покорны. Дайте нам сюда шекспировскую героиню, приземлите ее на нашу почву и в наше время… Где она будет искать своего Ромео?
И Ромео ли будет она искать? К счастью, страсти с возрастом не столько кипят, сколько побулькивают на маленьком огне, с ними проще управляться.


Героини Инна, Майя и Лариса – дамы современные и за женихами ходят в Интернет.
А зрители новосибирской аншлаговой комедии ходят на примерку возраста – в Дом Актера. Особенность зала – небольшой размер, особенность сценографии – минимализм. Динамика действия автором не особенно предусмотрена: так, посиделки подруг – в одной и той же комнате. Решение режиссера из 2-х действий сделать одно, наверное, оправдано. Мы с вами сейчас непоседливы, нетерпеливы, спешим и спешим.

Роскошь спектакля, если искать её – актеры. Их на одного больше, чем у Красногорова. Добавление существенное. Владимир Лихошерст ввел дополнительного героя по имени Мужчина. Мужчиной выступил Евгений Кольмин, обладатель почетного звания «Заслуженный работник культуры Российской Федерации». Роль мистическая, пластическая, чувственная. Кольмин исполняет на радость публике танцевальный экзерсис под «Хабанеру» Бизе – и кто бы устоял перед мощью фламенко, кожаных брюк и облика Зорро?! Таинственный, манящий, без клинка поражающий женские сердца страстью и красотой.
Так между Зорро и радикулитом бьется пьеса про нас, про то, что стареть никому не сладко. Выделить работу актрис затруднительно – они как истинные подруги, боролись за внимание зрителя сообща, не выпячивая нимало себя. Тем не менее, каждая нашла в зале своих поклонников.


Таяло сердце у зрительниц от Майи – Натальи Орловой, любительницы вкусненького, предназначенной быть «дурой и сволочью», как она самокритично себя назвала, но благополучно не справившейся. Злые слова в ее устах звучат мягко, иронично, вызывая смех. Основная часть высказанных афоризмов и «крылатых выражений», что любит использовать в пьесах Красногоров, принадлежит Майе. Их здесь не мало:


- Жизнь грустна, зато пенсия смешная.
- Деньги – это проклятье.
- Наш традиционный кофе со сплетнями.
- Работа - это вредная привычка, надо от нее избавляться.
- От старости лекарства нет.
- Какие ты умные книжки читаешь. Вот поэтому ты замуж и не вышла.
- Для счастья женщине нужен мужчина. Для несчастья – вполне достаточно мужа.
- Женщина по своей природе собака. Ей нужен хозяин.
- У кошки много достоинств, но мужчину она заменить не может.
- Мы живем в XXI веке. Понятие приличия теперь не существует.
- Выпьем и все забудем!
- У нас неудачный возраст: на панель уже поздно, а в дом престарелых рано.
- Лучшего средства от любви, чем замужество, пока ещё никто не выдумал.
- Сначала надо выйти замуж, а потом уже говорить правду.
- Артисты хорошие люди, но у них есть один недостаток: недостаток денег.


И вы себе не представляете, как на эти выражения реагировала публика! Одна хохотушка была просто неподражаема, заводила зал своим смехом так, что удержаться с кислым лицом было не возможно. Сеанс смехотерапии шел бонусом.


«Я не знаю, что он там придумал, Владимир. Пьеса самая бесхитростная»,- говорил Валентин Красногоров, жалея, что не может сам присутствовать на показе.


Красногоров и Лихошерст угадали тоску зрителя по возрастным актерским работам, представляющим героинь в полный рост. «Зрительский актив» в большой степени представлен возрастной категорией. Они хотят смотреть «про себя», «для себя», близкое, но не жестко бытовое. Тут как раз такой материал.


«Как всё же вы все хотите замуж!..», - подслушала я диалог семейной пары по окончании спектакля. Муж тонул в окружении нарядных женщин, идущих потихоньку к выходу, жена ответила взглядом. Похоже, они этот вечер будут переглядываться не просто, а со значением. Спектакль продолжится у них дома, настроение его не будет мрачным. Будет смешливым.