13:58
Стоит ли умирать в театре

БЛОГИ на Сибкрай.ru

Новосибирск, не комплексуй, ситуация с «Тангейзером» не выставила тебя в нелепом свете, как утверждают 22 интеллигента, отправивших письмо на имя губернатора. И пусть у них горят уши от стыда за свой город, стыдится, на самом деле, не за что.
Новосибирск – столица Сибири, культурная Мекка и все такое. В нем происходят процессы, опережающие их осмысление и на первый взгляд кажущиеся нелепыми, стыдными и т.д.
История с чередой скандалов, возникших из противостояния православных активистов и активистов от культуры на деле не то, что кажется ее участникам.
Противостояние возникло не случайно и не ситуативно. Дело в том, что достижения современной индустрии зрелищ, в поисках усилителей вкуса, как сказали бы пищевики, набрали в обойму довольно мощные поражающие средства. Техническую революцию в области зрелищ никто не отменял, а исследования, как она отражается на нас, никто не проводил. Мы с вами тянемся к искусству, наивно полагая, что там добрые гении и красивые приключения, а на деле все может быть не так. Наряжаясь в театр или кино, мы можем снарядиться если не в последний путь, то в рискованную авантюру, сопряженную с опасностью для нашего здоровья. Это общие предположения и замечания. Но посмотрите, что за шум стоит в городе на почве какого-то оперного спектакля? Внешне кажется, что «усилители вкуса» ни при чем. На деле же никто не проверял ваше кровяное давление и энцефалограмму под воздействием культурных событий и тем более – не отслеживал каких-то отдаленных эффектов. Крики об «оскорблении чувств верующих» уже не воспринимаются всерьез и становятся привычными как цикады на юге. Но для того нам и даны гении и пророки, чтобы их иногда замечать и слушать. У них особый чувственный аппарат, они видят то, чего мы до поры не замечаем.
Обратимся к блогу. К блогу всемирно известного кинорежиссера Андрея Звягинцева.
Не обращайте внимание на то, что он начинает в духе «Пастернака не читал, но осуждаю» - суть в позиции за кого и против чего.
«Считаю своим долгом»,- пишет 23-й интеллигент, позволю себе поставить его в ряд направивших письмо губернатору. «…Выступить в защиту создателей спектакля «Тангейзер», которого в силу объективных причин пока не смотрел».
Не цепляйтесь к посылу, смотрите в суть. Она дальше.
«Я хочу защитить право художника на свободу выражения своих идей и коротко высказаться о самом этом событии – глупой, мракобесной затее судить спектакль и его создателей».
Андрей Звягинцев, оставшись без кино-награды «Оскар», испытывает чувства, позволяющие понять другого художника.
Как никто другой. Право художника свободно выражаться он только что реализовал и получил результат. Это право ограничено не столько Конституцией Российской Федерации, на которую он ссылается в описываемом конфликте, сколько бюджетом, средствами для реализации «выражений».
Большой художник имеет право располагать большими средствами и не скупиться в своих выражениях. С учетом современных возможностей, средства могут быть очень сильными, выражения также.
Исследований науки о воздействии сильных средств кино и театра на зрителей и участников процесса создания продукта нам не показывают, возможно, их и нет еще. Какая наука могла бы взяться за такое? Медицина, психология, психофизиология, психиатрия?.. Где у нас информация об отдаленных результатах воздействия лучей смерти-жизни от «свободного выражения своих идей» тех или иных художников?
До сего дня, пока в Новосибирске не разгорелся скандал вокруг «Тангейзера», были слышны только разговоры про «защиту чувств верующих».
В блоге Андрея Звягинцева тема чувств получает развитие. Он вспоминает, что чувства имеются в наличии не только у верующих, они также присутствуют и у неверующих. И нуждаются в защите. Он прямо ставит вопрос с «иронической неизбежностью и логической последовательностью». Действительно, нельзя защищать чувства одних в ущерб чувствам других. Это нарушает равновесие в обществе, тысячу раз прав Звягинцев.
Новосибирск нащупал эту проблему неосознанно, показал точку боли. Конфликт вокруг «чувств» на самом деле носит не столько ритуальный характер нарушения каких-то правил и кодексов, конфликт лежит глубже. Он показывает, что назрела необходимость исследований, как влияют произведения искусства, использующие современные средства воздействия, на поведение и реакции человека, на его чувства в том числе.
Гений художника видит проблему раньше простых смертных и способен ее выразить, как в блоге «Эха Москвы» Андрей Звягинцев выразил необходимость защиты чувств ВСЕХ.
В защите нуждаются чувства не только верующих, но и не верующих. Употребленная им ирония – всего лишь дань насмешливому веку. Наш век на гения и его дельные предложения склонен смотреть с ухмылкой и недоверием. А надо прислушаться. Кому, как не режиссеру, знать, что из себя представляют его фантазии и как далеко могут увлечь слабые умы зрителей при тотальном воздействии сильнейших агентов музыки, картинки, идей?
«Неотъемлемое право художника свободно мыслить и творить в согласии только с собственной совестью, фантазией, сомнениями, чувством меры, вкуса и талантом не подлежит никакому сомнению», - провозглашает Звягинцев.
Подлежит сомнению только степень воздействия.
Представьте: если однажды вечером экзекутор Иван Дмитриевич Червяков пошел в театр, но не на лысину генералу чихнул, а на сцену глянул и не вынес груза впечатлений? Потом пришел домой, лег, повернулся к стене и умер…
Волновать волнуйте, но не убивайте, говоря проще.
Ученые господа, выдвигайтесь в зрительные залы и на репетиционные площадки – пора понять степень опасности зрительных ударов и вибраций идей.
Норм для совести художников я не знаю. Художник мысленно может убить и разрубить на куски своего героя, может украсть чужой замысел, может нас обмануть и запутать в своих лабиринтах сознания.
Дайте уже научную картину происходящего в Новосибирске, но не сводите проблему к вульгарной теме мракобесия.
Если бы наука вовремя заметила современные тенденции, а не пряталась по своим углам, не устранялась, то не было бы этих процессов негодования и столкновения мнений о том, что можно и что нельзя.
За фастфуд и табак уже можно подавать в суд и решать, насколько страдает здоровье, чтобы получить компенсацию.
А за наши возможные душевные травмы в кино и театре никто не несет ответственность. Как могут и режиссеры и другие художники определиться с дозировкой своего воздействия на нас?
Пока они ее только увеличивают. И никто им не может помочь с рецептурой. Сами решают, сколько соли, перца, кислоты и красителей класть в свое блюдо.
Инфаркты, суициды, простые отравления и аллергии – как будто эти расстройства не могут произойти из-за того, что мы купим билет и придем «умирать в театр». Помните, как под аплодисменты в суде, когда дело объявили закрытым, Борис Михайлович Мездрич, директор НГАТОиБ, сказал нам:
"Идите в театр и умрите в нем»***
СПАСИБО


ПРИМЕЧАНИЕ
*** Но, понятное дело, он цитировал Доронину "любите ли вы театр..." и немного сбился. А теперь, внимание, подлинник.
"Литературные мечтания" Виссариона Белинского. Элегия в прозе. Отрывок.
Фразу, употребленную с искажением Мездричем, я для нас выделила
Текст старый, придется потрудиться, чтобы его воспринять..
"О, как было бы хорошо, если бы у нас был свой, народный, русский театр!.. В самом деле - видеть на сцене .всю Русь, с ее добром и злом, с ее высоким и смешным, слышать говорящими ее доблестных "героев, вызванных из гроба могуществом фантазии, видеть биение пульса ее могучей жизни... О, ступайте,
СТУПАЙТЕ В ТЕАТР, ЖИВИТЕ И УМРИТЕ В НЕМ, если сможете!..
Но увы! все это поэзия, а не проза, мечты, а не существенность! Там, то есть в том большом доме, который называют русским театром, там, говорю я, вы увидите пародии на Шекспира и Шиллера, пародии смешные и безобразные; там выдают вам за трагедию корчи воображения; там вас потчуют жизнию, вывороченною наизнанку; словом, там
...Мельпомены бурной
Протяжно раздается вой,
Там машет мантией мишурной
Она пред хладною толпой!
Говорю вам: не ходите туда; это очень скучная забава!.. Но не будем слишком строги к театру: не его вина, что он так плох".
Что же имел нам пожелать упоительный Борис Михалыч??? ЧТО?