13:58
Стоит ли умирать в театре

БЛОГИ на Сибкрай.ru

Новосибирск, не комплексуй, ситуация с «Тангейзером» не выставила тебя в нелепом свете, как утверждают 22 интеллигента, отправивших письмо на имя губернатора. И пусть у них горят уши от стыда за свой город, стыдится, на самом деле, не за что.
Новосибирск – столица Сибири, культурная Мекка и все такое. В нем происходят процессы, опережающие их осмысление и на первый взгляд кажущиеся нелепыми, стыдными и т.д.
История с чередой скандалов, возникших из противостояния православных активистов и активистов от культуры на деле не то, что кажется ее участникам.
Противостояние возникло не случайно и не ситуативно. Дело в том, что достижения современной индустрии зрелищ, в поисках усилителей вкуса, как сказали бы пищевики, набрали в обойму довольно мощные поражающие средства. Техническую революцию в области зрелищ никто не отменял, а исследования, как она отражается на нас, никто не проводил. Мы с вами тянемся к искусству, наивно полагая, что там добрые гении и красивые приключения, а на деле все может быть не так. Наряжаясь в театр или кино, мы можем снарядиться если не в последний путь, то в рискованную авантюру, сопряженную с опасностью для нашего здоровья. Это общие предположения и замечания. Но посмотрите, что за шум стоит в городе на почве какого-то оперного спектакля? Внешне кажется, что «усилители вкуса» ни при чем. На деле же никто не проверял ваше кровяное давление и энцефалограмму под воздействием культурных событий и тем более – не отслеживал каких-то отдаленных эффектов. Крики об «оскорблении чувств верующих» уже не воспринимаются всерьез и становятся привычными как цикады на юге. Но для того нам и даны гении и пророки, чтобы их иногда замечать и слушать. У них особый чувственный аппарат, они видят то, чего мы до поры не замечаем.
Обратимся к блогу. К блогу всемирно известного кинорежиссера Андрея Звягинцева.
Не обращайте внимание на то, что он начинает в духе «Пастернака не читал, но осуждаю» - суть в позиции за кого и против чего.
«Считаю своим долгом»,- пишет 23-й интеллигент, позволю себе поставить его в ряд направивших письмо губернатору. «…Выступить в защиту создателей спектакля «Тангейзер», которого в силу объективных причин пока не смотрел».
Не цепляйтесь к посылу, смотрите в суть. Она дальше.
«Я хочу защитить право художника на свободу выражения своих идей и коротко высказаться о самом этом событии – глупой, мракобесной затее судить спектакль и его создателей».
Андрей Звягинцев, оставшись без кино-награды «Оскар», испытывает чувства, позволяющие понять другого художника.
Как никто другой. Право художника свободно выражаться он только что реализовал и получил результат. Это право ограничено не столько Конституцией Российской Федерации, на которую он ссылается в описываемом конфликте, сколько бюджетом, средствами для реализации «выражений».
Большой художник имеет право располагать большими средствами и не скупиться в своих выражениях. С учетом современных возможностей, средства могут быть очень сильными, выражения также.
Исследований науки о воздействии сильных средств кино и театра на зрителей и участников процесса создания продукта нам не показывают, возможно, их и нет еще. Какая наука могла бы взяться за такое? Медицина, психология, психофизиология, психиатрия?.. Где у нас информация об отдаленных результатах воздействия лучей смерти-жизни от «свободного выражения своих идей» тех или иных художников?
До сего дня, пока в Новосибирске не разгорелся скандал вокруг «Тангейзера», были слышны только разговоры про «защиту чувств верующих».
В блоге Андрея Звягинцева тема чувств получает развитие. Он вспоминает, что чувства имеются в наличии не только у верующих, они также присутствуют и у неверующих. И нуждаются в защите. Он прямо ставит вопрос с «иронической неизбежностью и логической последовательностью». Действительно, нельзя защищать чувства одних в ущерб чувствам других. Это нарушает равновесие в обществе, тысячу раз прав Звягинцев.
Новосибирск нащупал эту проблему неосознанно, показал точку боли. Конфликт вокруг «чувств» на самом деле носит не столько ритуальный характер нарушения каких-то правил и кодексов, конфликт лежит глубже. Он показывает, что назрела необходимость исследований, как влияют произведения искусства, использующие современные средства воздействия, на поведение и реакции человека, на его чувства в том числе.
Гений художника видит проблему раньше простых смертных и способен ее выразить, как в блоге «Эха Москвы» Андрей Звягинцев выразил необходимость защиты чувств ВСЕХ.
В защите нуждаются чувства не только верующих, но и не верующих. Употребленная им ирония – всего лишь дань насмешливому веку. Наш век на гения и его дельные предложения склонен смотреть с ухмылкой и недоверием. А надо прислушаться. Кому, как не режиссеру, знать, что из себя представляют его фантазии и как далеко могут увлечь слабые умы зрителей при тотальном воздействии сильнейших агентов музыки, картинки, идей?
«Неотъемлемое право художника свободно мыслить и творить в согласии только с собственной совестью, фантазией, сомнениями, чувством меры, вкуса и талантом не подлежит никакому сомнению», - провозглашает Звягинцев.
Подлежит сомнению только степень воздействия.
Представьте: если однажды вечером экзекутор Иван Дмитриевич Червяков пошел в театр, но не на лысину генералу чихнул, а на сцену глянул и не вынес груза впечатлений? Потом пришел домой, лег, повернулся к стене и умер…
Волновать волнуйте, но не убивайте, говоря проще.
Ученые господа, выдвигайтесь в зрительные залы и на репетиционные площадки – пора понять степень опасности зрительных ударов и вибраций идей.
Норм для совести художников я не знаю. Художник мысленно может убить и разрубить на куски своего героя, может украсть чужой замысел, может нас обмануть и запутать в своих лабиринтах сознания.
Дайте уже научную картину происходящего в Новосибирске, но не сводите проблему к вульгарной теме мракобесия.
Если бы наука вовремя заметила современные тенденции, а не пряталась по своим углам, не устранялась, то не было бы этих процессов негодования и столкновения мнений о том, что можно и что нельзя.
За фастфуд и табак уже можно подавать в суд и решать, насколько страдает здоровье, чтобы получить компенсацию.
А за наши возможные душевные травмы в кино и театре никто не несет ответственность. Как могут и режиссеры и другие художники определиться с дозировкой своего воздействия на нас?
Пока они ее только увеличивают. И никто им не может помочь с рецептурой. Сами решают, сколько соли, перца, кислоты и красителей класть в свое блюдо.
Инфаркты, суициды, простые отравления и аллергии – как будто эти расстройства не могут произойти из-за того, что мы купим билет и придем «умирать в театр». Помните, как под аплодисменты в суде, когда дело объявили закрытым, Борис Михайлович Мездрич, директор НГАТОиБ, сказал нам:
"Идите в театр и умрите в нем»***
СПАСИБО


ПРИМЕЧАНИЕ
*** Но, понятное дело, он цитировал Доронину "любите ли вы театр..." и немного сбился. А теперь, внимание, подлинник.
"Литературные мечтания" Виссариона Белинского. Элегия в прозе. Отрывок.
Фразу, употребленную с искажением Мездричем, я для нас выделила
Текст старый, придется потрудиться, чтобы его воспринять..
"О, как было бы хорошо, если бы у нас был свой, народный, русский театр!.. В самом деле - видеть на сцене .всю Русь, с ее добром и злом, с ее высоким и смешным, слышать говорящими ее доблестных "героев, вызванных из гроба могуществом фантазии, видеть биение пульса ее могучей жизни... О, ступайте,
СТУПАЙТЕ В ТЕАТР, ЖИВИТЕ И УМРИТЕ В НЕМ, если сможете!..
Но увы! все это поэзия, а не проза, мечты, а не существенность! Там, то есть в том большом доме, который называют русским театром, там, говорю я, вы увидите пародии на Шекспира и Шиллера, пародии смешные и безобразные; там выдают вам за трагедию корчи воображения; там вас потчуют жизнию, вывороченною наизнанку; словом, там
...Мельпомены бурной
Протяжно раздается вой,
Там машет мантией мишурной
Она пред хладною толпой!
Говорю вам: не ходите туда; это очень скучная забава!.. Но не будем слишком строги к театру: не его вина, что он так плох".
Что же имел нам пожелать упоительный Борис Михалыч??? ЧТО?
 
Любовь Иванова
Журналист, сценарист, критик
Мужчина использовал машину «скорой» как личный транспорт
«Неблагоприятное» потепление ждет Новосибирск
Дырявый дом построили для переселенцев из ветхого жилья
Участников вооруженных налетов обезвредили в Новосибирске
Врача привлекли к ответственности за смерть Павла Подъячева
Поддельное пиво разливали по бутылкам на складе
Проектировщик четвертого моста потребовал 54 млн через суд
Новосибирцам предложили «лайкнуть» девушек в погонах
Легендарный дирижер едет на Транссибирский арт-фестиваль
Измененный проект застройки Богдашки вызвал споры в мэрии
Десятки детских садов и школ прекратили занятия
Альберт Кошкин покинул пост президента «Сибмоста»
Следователи создали фоторобот сгоревшей в костре женщины
Новосибирский завод отсудил 80 млн у американского поставщика