13:58
Как стать князем?

БЛОГИ на Сибкрай.ru

Хотела бы я их увидеть. Тех, кто смотрел вместе со мной «Князя Игоря». Прямо из Большого театра. Трансляция – хорошее дело. Главное, редкое.
Оперу Бородина поставил известный режиссер Юрий Любимов, долго-долго возглавлявший Театр на Таганке, по моим подсчетам – 44 года в общей сложности.
Уход мэтра из его театра был скандальным и болезненным. Наши сердца разрывались на части от сочувствия то одним, то другим. В таких ситуациях не бывает ни абсолютно правых, ни абсолютно неправых. Когда тебе перевалило за 90-то, а ты не умеешь грызть семечки – ноги в пимы - сидя на завалинке, как положено старикам, ищешь выхода.
В скором времени стало известно, что Любимову нашли – отнюдь не завалинку, а главную сцену страны. Только там все больше оперы и балеты ставят, а не драматические спектакли. Но Любимов – и тут не промах! Успел за границей поставить – не один десяток опер в знаменитых театрах.
Дебют в 95 лет в Большом театре – могло ли присниться такое кому-то, кроме Юрия Петровича? По осени, когда начались, было, репетиции с «Князем Игорем», случилась беда, режиссер серьезно занемог, в кому впал даже. Перед Новым годом закупавшие билеты на оперу стали немного роптать, требуя зрелища, оставляя нетерпеливые заметки на сайтах. Юрий Петрович не обманул ожиданий, поднялся и, как всегда, усевшись в кресло, стал руководить процессом. И довел его до конца.
Андрей Максимов, телеведущий, похожий на мудрую птицу и оттого прозываемый мной про себя «савой», отметил умение Любимова вызывать своей деятельностью в обществе бурные обсуждения. Это правда. Еще только доносились до нас отдельные реплики участников постановки и шли репетиции, а вся страна – такое было впечатление – волновалась. Любимов зашел на территорию музыки – это уже тревожно. Любимов порезал Бородина, удалив треть партитуры. Любимов заменил авторскую концепцию своей. При этом – никто ему не указ. Он – режиссер и все его слушаются и покоряются воле.
Не сам режиссер был таким деятелем «руки-ножницы», для этого были в подмастерьях два композитора: Павел Карманов и Владимир Мартынов. Дирижер Василий Синайский давал последний кивок в качестве согласия: да, так будем играть. И нервно постукивал дирижерской палочкой. Но у Любимова трость толще. И опирается он на нее, неся свое тело не как калека, а как старик Гэндальф. У того был волшебный посох, помните? Артист должен быть всегда артистом и в старости он может быть особенно красив. Не вызывает жалости Любимов, нет. Ярость может вызвать и потому, молодец!
Но Бородина ему простить трудно. Помахал саблей, поснес кое-чего. А ведь не поле это и не сражение Бородинское. Не с Наполеоном воюем, чай.
Басы не могут простить – ни Паата Бурчуладзе, ни Валерий Гильманов, что убрал Любимов из оперы самый хит – арию хана Кончака. Подчинились, поют, что предписано. Но такое не забывается! Возможно, Любимов и это отношение – с зубовным скрежетом досады – учел и использовал в качестве дополнительной краски для образа. Кончак у него по концепции злее и подлее должен быть, чем у Бородина.
Территория музыки сильно отличается от территории слова. Может Любимов сколько угодно писать свои письмена-цитаты со значением, сопровождая спектакль: «в начале было слово» и так далее… Но в опере полагается выражаться звуками.
Бородина упрекают, что умер рано и не успел закончить своего «Князя Игоря».
А он 18 лет с ним сидел и предавался мечтам. Не хотел расставаться, считаю.
Все-таки Александр Бородин и сам был - не князем, но сыном князя.
Отец его не Порфирий, камердинер, как был записан в метрической книге. Отец его Лука Гедианов - удалец 62-х лет, вступивший в связь с 25-летней, предположу, что красавицей - Авдотьей Антоновой.
Лукичем должны были бы величать композитора…
Родился он вне брака, 8 лет был крепостным своего собственного отца.
Мать родную всю жизнь называл «тетушкой».
В гимназию не мог поступить – незаконный ребенок – учился дома. Отец перед смертью дал мальчику вольную, купил ему дом, позаботился.
Но в князи Александр не попал. Записан был - с помощью взятки - в купеческую гильдию. Хоть какое-то положение приобрел. Поступил в медико-хирургическую академию. Химия, когда ею увлекся Бородин, еще не стала самостоятельной наукой. Это сейчас его все «химиком» обзывают, Бородина. А была у него степень доктора медицины.
Режиссер Любимов говорил, что «химик» писал оперу, писал, да не дописал, а мы ему поможем.
Бородин талантлив был во многих областях. И к музыке проявил способности рано – в 10 лет польку сочинил, которую теперь в музыкальных школах играют.
Так что же с оперой?
Трансляция прошла прекрасно: все видно, слышно, естественно, не так, как в театре, но слышно. Трансляцию ждали многие, припали – кто к экранам, кто к мониторам. Шла она и по «Культуре», и по французскому «Mezzo», и в интернете.
Столько волнений в зрительном зале на огромном пространстве – «включите, пожалуйста, Казахстан!», «вам что, жалко, на Украину дайте!» и т.д.
Но я бы хотела увидеть их – будущих оперных князей – молодых зрителей, выбирающих профессию певца.
Вот на экране улыбается широкой ханской улыбкой Кончак в лисьей шапке – бас Валерий Гильманов. Знают его в Рубцовске – там родился, школу закончил, кстати – не музыкальную, там поступил в училище на дирижерско-хоровое отделение и там обнаружил у себя голос.
Знают его в Новосибирске – как выпускника консерватории, и солиста НГАТОиБ.
А в «Князе Игоре» он с третьего курса пел – на сцене оперного…
Новосибирская консерватория «поставила» двоих артистов, участвующих в этой самой громкой премьере Большого театра. Кроме Валерия Гильманова, начинал в консерватории Алексей Долгов - исполнитель роли сына князя Игоря – Владимира Игоревича.
Долгова мы в трансляции не увидели – он в другом составе.
Как бы московская критика не бушевала вокруг «Князя Игоря», ясно одно. Премьера состоялась. Трансляция состоялась. И мечты режиссера «донести до людей» сбылись.
Теперь мы можем судить и рядить, что получилось, а что нет.

А чтобы в князи попасть – есть пути. Два примера.
Валерий Гильманов – о нем речь выше.
Эльчин Азизов – исполнитель партии Игоря – бывший КВН-щик, «парень из Баку», выпускник Азербайджанского университета культуры и искусства по специальности «режиссер кино» - стажировался в оперных студиях Баку и Галины Вишневской.

Кто-то из будущих князей Игорей и ханов Кончаков уже думают, куда подать документы.

 
Любовь Иванова
Журналист, сценарист, критик