13:58
Как стать князем?

БЛОГИ на Сибкрай.ru

Хотела бы я их увидеть. Тех, кто смотрел вместе со мной «Князя Игоря». Прямо из Большого театра. Трансляция – хорошее дело. Главное, редкое.
Оперу Бородина поставил известный режиссер Юрий Любимов, долго-долго возглавлявший Театр на Таганке, по моим подсчетам – 44 года в общей сложности.
Уход мэтра из его театра был скандальным и болезненным. Наши сердца разрывались на части от сочувствия то одним, то другим. В таких ситуациях не бывает ни абсолютно правых, ни абсолютно неправых. Когда тебе перевалило за 90-то, а ты не умеешь грызть семечки – ноги в пимы - сидя на завалинке, как положено старикам, ищешь выхода.
В скором времени стало известно, что Любимову нашли – отнюдь не завалинку, а главную сцену страны. Только там все больше оперы и балеты ставят, а не драматические спектакли. Но Любимов – и тут не промах! Успел за границей поставить – не один десяток опер в знаменитых театрах.
Дебют в 95 лет в Большом театре – могло ли присниться такое кому-то, кроме Юрия Петровича? По осени, когда начались, было, репетиции с «Князем Игорем», случилась беда, режиссер серьезно занемог, в кому впал даже. Перед Новым годом закупавшие билеты на оперу стали немного роптать, требуя зрелища, оставляя нетерпеливые заметки на сайтах. Юрий Петрович не обманул ожиданий, поднялся и, как всегда, усевшись в кресло, стал руководить процессом. И довел его до конца.
Андрей Максимов, телеведущий, похожий на мудрую птицу и оттого прозываемый мной про себя «савой», отметил умение Любимова вызывать своей деятельностью в обществе бурные обсуждения. Это правда. Еще только доносились до нас отдельные реплики участников постановки и шли репетиции, а вся страна – такое было впечатление – волновалась. Любимов зашел на территорию музыки – это уже тревожно. Любимов порезал Бородина, удалив треть партитуры. Любимов заменил авторскую концепцию своей. При этом – никто ему не указ. Он – режиссер и все его слушаются и покоряются воле.
Не сам режиссер был таким деятелем «руки-ножницы», для этого были в подмастерьях два композитора: Павел Карманов и Владимир Мартынов. Дирижер Василий Синайский давал последний кивок в качестве согласия: да, так будем играть. И нервно постукивал дирижерской палочкой. Но у Любимова трость толще. И опирается он на нее, неся свое тело не как калека, а как старик Гэндальф. У того был волшебный посох, помните? Артист должен быть всегда артистом и в старости он может быть особенно красив. Не вызывает жалости Любимов, нет. Ярость может вызвать и потому, молодец!
Но Бородина ему простить трудно. Помахал саблей, поснес кое-чего. А ведь не поле это и не сражение Бородинское. Не с Наполеоном воюем, чай.
Басы не могут простить – ни Паата Бурчуладзе, ни Валерий Гильманов, что убрал Любимов из оперы самый хит – арию хана Кончака. Подчинились, поют, что предписано. Но такое не забывается! Возможно, Любимов и это отношение – с зубовным скрежетом досады – учел и использовал в качестве дополнительной краски для образа. Кончак у него по концепции злее и подлее должен быть, чем у Бородина.
Территория музыки сильно отличается от территории слова. Может Любимов сколько угодно писать свои письмена-цитаты со значением, сопровождая спектакль: «в начале было слово» и так далее… Но в опере полагается выражаться звуками.
Бородина упрекают, что умер рано и не успел закончить своего «Князя Игоря».
А он 18 лет с ним сидел и предавался мечтам. Не хотел расставаться, считаю.
Все-таки Александр Бородин и сам был - не князем, но сыном князя.
Отец его не Порфирий, камердинер, как был записан в метрической книге. Отец его Лука Гедианов - удалец 62-х лет, вступивший в связь с 25-летней, предположу, что красавицей - Авдотьей Антоновой.
Лукичем должны были бы величать композитора…
Родился он вне брака, 8 лет был крепостным своего собственного отца.
Мать родную всю жизнь называл «тетушкой».
В гимназию не мог поступить – незаконный ребенок – учился дома. Отец перед смертью дал мальчику вольную, купил ему дом, позаботился.
Но в князи Александр не попал. Записан был - с помощью взятки - в купеческую гильдию. Хоть какое-то положение приобрел. Поступил в медико-хирургическую академию. Химия, когда ею увлекся Бородин, еще не стала самостоятельной наукой. Это сейчас его все «химиком» обзывают, Бородина. А была у него степень доктора медицины.
Режиссер Любимов говорил, что «химик» писал оперу, писал, да не дописал, а мы ему поможем.
Бородин талантлив был во многих областях. И к музыке проявил способности рано – в 10 лет польку сочинил, которую теперь в музыкальных школах играют.
Так что же с оперой?
Трансляция прошла прекрасно: все видно, слышно, естественно, не так, как в театре, но слышно. Трансляцию ждали многие, припали – кто к экранам, кто к мониторам. Шла она и по «Культуре», и по французскому «Mezzo», и в интернете.
Столько волнений в зрительном зале на огромном пространстве – «включите, пожалуйста, Казахстан!», «вам что, жалко, на Украину дайте!» и т.д.
Но я бы хотела увидеть их – будущих оперных князей – молодых зрителей, выбирающих профессию певца.
Вот на экране улыбается широкой ханской улыбкой Кончак в лисьей шапке – бас Валерий Гильманов. Знают его в Рубцовске – там родился, школу закончил, кстати – не музыкальную, там поступил в училище на дирижерско-хоровое отделение и там обнаружил у себя голос.
Знают его в Новосибирске – как выпускника консерватории, и солиста НГАТОиБ.
А в «Князе Игоре» он с третьего курса пел – на сцене оперного…
Новосибирская консерватория «поставила» двоих артистов, участвующих в этой самой громкой премьере Большого театра. Кроме Валерия Гильманова, начинал в консерватории Алексей Долгов - исполнитель роли сына князя Игоря – Владимира Игоревича.
Долгова мы в трансляции не увидели – он в другом составе.
Как бы московская критика не бушевала вокруг «Князя Игоря», ясно одно. Премьера состоялась. Трансляция состоялась. И мечты режиссера «донести до людей» сбылись.
Теперь мы можем судить и рядить, что получилось, а что нет.

А чтобы в князи попасть – есть пути. Два примера.
Валерий Гильманов – о нем речь выше.
Эльчин Азизов – исполнитель партии Игоря – бывший КВН-щик, «парень из Баку», выпускник Азербайджанского университета культуры и искусства по специальности «режиссер кино» - стажировался в оперных студиях Баку и Галины Вишневской.

Кто-то из будущих князей Игорей и ханов Кончаков уже думают, куда подать документы.
 
Любовь Иванова
Журналист, сценарист, критик
Мужчина использовал машину «скорой» как личный транспорт
«Неблагоприятное» потепление ждет Новосибирск
Дырявый дом построили для переселенцев из ветхого жилья
Участников вооруженных налетов обезвредили в Новосибирске
Врача привлекли к ответственности за смерть Павла Подъячева
Поддельное пиво разливали по бутылкам на складе
Проектировщик четвертого моста потребовал 54 млн через суд
Новосибирцам предложили «лайкнуть» девушек в погонах
Легендарный дирижер едет на Транссибирский арт-фестиваль
Измененный проект застройки Богдашки вызвал споры в мэрии
Десятки детских садов и школ прекратили занятия
Альберт Кошкин покинул пост президента «Сибмоста»
Следователи создали фоторобот сгоревшей в костре женщины
Новосибирский завод отсудил 80 млн у американского поставщика