13:58
Принцип Пауля

БЛОГИ на Сибкрай.ru

Осьминог Пауль, как известно, предсказывал исход футбольных матчей. И довольно успешно. Он обвивал «любимчика» своими щупальцами, и команде только оставалось – вписаться в благоприятный прогноз.
Я не Пауль, но попытаться предсказать исход театральных состязаний на фестивале «Золотая маска» соблазнительно. Гадать осталось не долго: 16 апреля – раздача призов.
Обвивать щупальцами буду только тех, кто прибыл на «Маску» из Новосибирска. Это не слишком большая группа: три спектакля двух театров.
Хотелось бы, чтобы присутствовали в списке номинантов балет, и опера, и большая драма, но – руки коротки, дай бог справиться с этими тремя – обнять можно только «объятное».
Пробегая по списку номинантов на национальную премию, замечаешь, что Новосибирску достались не главные позиции главных номинаций. Триумфы крупной формы пока не для нас. Можно ссылаться на мнение директора НГАТОиБ господина Мездрича, что важнее не призы, а любимый зритель, который «голосует ногами».
Но аншлаговые индульгенции, конечно, не убеждают капризных экспертов «Золотой маски». Эксперты являются со своими критериями и со своими кислыми гримасками. «Масочные» спектакли обязаны их чем-то удивить, дать пищу эмоциям и «синечулковатым» умам. Взгляните на портреты членов эксперной комиссии – они все, как врасплох захвачены, глазки бегают, и на лицах нет вальяжности никакой. Выражение их схоже с картиной «Завтрак аристократа» Павла Федотова – убедитесь. Дмитрий Дубинский, возможно, не уговорил их на полноценную фотосессию и «взял» в режиме фотоохоты. Тем не менее, эти портреты тоже о чем-то нам говорят.
Как бы то ни было, эксперты отвернули носы от спектаклей крупной драматической формы, от балетов и опер. От кукольных спектаклей они хронически отвернулись.
В списке номинантов на «Маску» Новосибирск занял две категории: драма малой формы и оперетта/мюзикл.
Ситуация не простая. Состязаться должны свои со своими же! Впрочем, что такого? Курентзис ведь соревнуется сам с собой – у него по две оперы, по два балета.
Режиссер Богомолов – тоже залез на два места. Так что нашим придется принять командный принцип – получить «Маску» не тому, так другому.
Интрига в том, что «Алые паруса» в прошлом сезоне ставились по стране почти повсеместно. Две постановки были отобраны для фестиваля: новосибирского театра «Глобус» и пермского Театра-Театра. Режиссер Борис Мильграм уже показал своё прочтение Грина-Дунаевского и получил не слишком благоприятную прессу. Писали, что грубо сработано, что слишком шокируют груди-гири рыбачек, что мало романтики…
У «Глобуса» возникает на этом фоне некий шанс. Постановка в режиссуре Нины Чусовой, конечно, свежее. Там полно молодежи. Да и работа дирижера Алексея Людмилина филиграннее, чем та, что выполнена Татьяной Виноградовой. Не случайно, Людмилин номинируется на «Золотую маску», как дирижер.
При упоминании Алексея Людмилина у меня срабатывает «принцип Пауля» - отдаю ему «Маску»! Но, боюсь, в жюри могут не знать о моем прогнозе. Людмилин скрепил «Алые паруса», если бы не его работа, у Нины Чусовой была бы задача куда труднее. Музыка – сильное средство и действует тут безотказно. Максим Дунаевский мог заметить, насколько его «Паруса» в Новосибирске сильнее, чем где бы то ни было. Ведь он приезжал на премьеры и видел, точнее, слышал.
Но на пути «Алых парусов» стоит три других конкурента и один из них – новосибирская оперетта «Двенадцать стульев». Постановка Александра Лебедева, дирижер Александр Новиков. Переложение фильма, который поставлен был Марком Захаровым, где звучали песни на стихи Юлия Кима и музыку Геннадия Гладкова.
Признаюсь, меня «резанул» финал. Он, конечно, вполне себе объяснимый. Но всё же шокирует. Герой, такой легкий и симпатичный, которому не возможно не сочувствовать, вдруг оказывается в луже крови и ВСЁ?! Диссонанс. Не хватает какого-то режиссерского решения в финальной точке. На мой взгляд. Если масочное жюри решит иначе, чем я, то не огорчусь, а загну еще один палец при подсчете трофеев.
«Август: графство Ойседж» - третий наш претендент на трофеи фестиваля театров. Еще одна постановка театра «Глобус» в режиссуре Марата Гацалова. Спектакль талантливый, но тяжелый, как провинция, из которой Гацалов бежал. Он не смог задержаться в Сибири надолго. Как известно, теперь он в Таллине возглавляет театр – в Европе, а это – другое дело. Но его постановка – прощальный жест земле, на которой пришлось пожить.
И, конечно, Осейдж – это про нас, а не про Америку. Так поставил Гацалов. Мне не нравится этот спектакль. Но актеру второго плана – Лаврентию Сорокину – я отдаю «Маску». Как осьминог, конечно. А так – будем ждать, что скажут в Москве. Будет ли вызван Лаврений на сцену «Стасика» - Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, где готовится церемония, увидим.
На этой неделе в театрах Москвы, наконец, настанет очередь Новосибирска.
Но сколько бы «Масок» не досталось нам в этом сезоне, надо смотреть дальше. Надо думать, почему эти скучные критики, отбирающие номинантов, нас не любят? Может, есть причина и ее может не стать? А пока вижу, что в битве за «Золотую маску» не вяло участвует только один наш режиссер – Тимофей Кулябин. Правда он промахивается пока, не попадает в цель. Но деятельность видна, виден азарт. В НГАТОиБ тоже есть некоторые попытки, но им мешают амбиции, важность, выраженная в огромных постановочных деньгах. Осваивать крупные суммы, держать за них ответ – это в стороне от творчества. Ответственность требует опыта. Пока он только накапливается. Лишь бы не встать им в позу, «не нужна нам эта премия, мы сами по себе».
До 16 апреля осталось не много, давайте побудем Паулями!