13:58
Куролес в НГАТОиБ

БЛОГИ на Сибкрай.ru

Редкий Бернстайн был сыгран в самом конце января в новосибирском театре оперы и балета (НГАТОиБ). Произведение, исполненное целиком – не более десяти раз, а скорее всего – раз пять – в Америке, в Европе. Но еще ни разу – в России.
Впервые самый большой театр за Уралом превращен был в католический храм, где давалась «Месса». Леонард Бернстайн приготовил ее 40 лет назад для открытия крупнейшего в Соединенных Штатах Центра исполнительских искусств. Где сейчас, кажется, имеется 6 сценических площадок, а тогда имелось, по меньшей мере, три, но каждая – еще больше, чем зал НГАТОиБ.

Центр назван был именем Джона Кеннеди. После того, как первый президент-католик получил свои выстрелы в Далласе, и все увидели его смерть буквально «в прямом эфире».
Такого еще никогда не было. Запрудер снял ВСЕ. Далее последовали похороны невиданной пышности и с новыми элементами обряда. Америка не могла отвести глаз от происходящего и не желала расставаться с этим. Начались многочисленные переименования всего: улиц, полуостровов, аэропортов, школ и центров исследований…


Национальный долгострой исполнительских искусств, который начали строить или планировать еще в 30-х годах (почти как наш НГАТОиБ) – получил новый импульс вместе с новым именем – Кеннеди. Но открыли его почему-то только в 1971-м году, когда и была заказана «Месса». Вдова Кеннеди, Жаклин, завзятая театралка, взяла это дело на себя, привлекла к созданию невиданного представления своего давнего знакомого Бернстайна.
Маэстро уже приходилось делать нечто подобное, когда погиб еще один Кеннеди – Роберт. Его тоже, как известно, застрелили. И его вдова в свою очередь хотела устроить запоминающиеся похороны. Она вспомнила про Бернстайна. При помощи Жаклин она связалась с маэстро и изложила ему свои особые пожелания.
Этель хотела, чтобы некоторые песни спели монахини из ее бывшей школы, на что Бернстайн возразил, что женщинам запрещается петь в соборе св. Патрика. Этель настаивала, чтобы кроме того прозвучал «Военно-морской гимн» - его очень любил муж. Ну а Малер, предложенный Бернстайном, должен был «идеально подойти», как решили вдовы двух братьев К. На его возражения против гимна, что это «дурной вкус» реакция была такой: «Месса должна стать радостным событием, потому что согласно нашей вере, смерть есть начало вечной жизни. А не ее конец…» Они уговорили даже кардинала Спеллмана, чтобы все это было разрешено. Церковные традиции были изменены.


Роберта Кеннеди похоронили в 1968-ом. Вскоре Жаклин удивила весь мир, выйдя замуж за грека Онассиса – богатейшего старика, надевшего ей на безымянный палец кольцо с рубином величиной с яйцо, да еще и в бриллиантовой россыпи. Страсти, утихнувшие было вокруг ее особы, вскипели с новой силой… И так эта маленькая Джеки «терроризировала» мир своими похождениями и акциями, демонстрациями нарядов ( а для чего еще ходить в театр?) и пр. и пр. Пока не наступило время открыть тот самый крупнейший национальный центр искусств. Имени Джона Кеннеди. Вдова была тут как тут. И пускай к фамилии она добавила «Онассис», но торжество должно было состояться таким, каким она хотела бы его видеть. О переговорах с Бернстайном мало, что известно. Но на этот раз, маэстро не был чистым исполнителем чужих пожеланий. На этот раз он проявил себя целиком и полностью, создав неординарное произведение под названием «Месса». Свою собственную музыку, свой особенный спектакль.


Через сорок лет мы с вами получили возможность увидеть и услышать гений Леонарда.
В оригинальной версии Айнарса Рубикиса – дирижера и главного вдохновителя, а также его единомышленников из Латвии, Эстонии и Сибири. Представление не есть месса, как храмовая служба, хотя и считается, что она взята за основу. На площадке театра месса преломляется в иное свое подобие, сохраняя внешние элементы, намекая на идеи, присущие настоящей церковной службе. Это представление с пением, танцами и музыкой. Представление особого настроя, выраженного в транслируемых идеях. Главная идея единения с богом, следования его заветам, вере и преодоления греховности преломляется в созерцательно-слуховую иллюстрацию, как она проходит через нас здесь и сейчас.


Однако реализация не предполагает исполнительской сложности уровня небывалой виртуозности. В действии участвует слишком много артистов и творческого персонала, чтобы завышать сложность. Здесь нужна, скорее, согласованность, ансамбль. С этой сложной задачей маэстро Рубикис и его постановщики справились блестяще. Все элементы действия были спаяны и не «зависали». Сценография заслуживает отдельного разбора, но не в этот раз - на эту тему у меня полный восторг. Художник Кристас Скулпте создал условия для вертикальной мизансцены – главной проблемы современного большого сценического пространства – и победил ее!


Резия Калныня – постановщик тоже показала, как говорят у нас, «класс». На сцене и вне ее танцуют ВСЕ и занимают необходимые положения так естественно, что кажется – это очень просто. Хоть вот из зала – выхвати любого и скажи ему: «Танцуй!» - и он пойдет под музыку, по мановению дирижерскому если не в пляс, то как-то так, как все эти двести человек – певцов-музыкантов- балетных…
Не знаю, танцевал ли Христос на первом представлении «Мессы», но у нас – да, исполнил свой грустный и страстный балет. И терновый венец его делал голову немного похожей на голову статуи Свободы.


Представление с одной стороны - потрясает, с другой – озадачивает. Католическая месса, «взятая за основу» - не виданное зрелище. Язык спектакля – не русский. И если шок новизны не прижимал зрителя к креслам, как центростремительное ускорение на аттракционе «Мертвая петля», то не знаю, что бы бедный зритель делал, ничего не понимая…


Рассчитывал ли маэстро Рубикис, что зрители подготовятся – выучат английский, прочтут либретто, немного «воцерковлятся», но не в традиционно православное лоно, а в католическое, не знаю. Вероятно, Айнарс Рубикис, выбирая этого Бернстайна, просто очень хотел его исполнить. Он так и признавался в своих интервью. Его мечта сбылась. Он был, кажется, невероятно счастлив. А публика? А публику он предполагает «воспитывать». По-видимому, ставя ее перед фактом постановки того или иного произведения на усмотрение главного дирижера и худрука. За которым сегодня пошли молодые силы во главе с танцующим Христом и двумя солирующими в главных партиях Целебрантами – дебютантом Алексеем Крыжановским и Дмитрием Сусловым.


В НГАТОиБ готовы дать шанс молодым, это замечательно. А вот русский учить там не собираются. Это публике надо учить и учить. Иначе будет наблюдать сплошной куролес.


«Kyrie eleison!» - «Господи, помилуй!», - пели греки, а русские не понимали «куролеса», не зная языка. Так высокий призыв к богу превратился в слово, означающее бессмыслицу – куролесить.


Тут бы и поставить точку, но. Все-таки Рубикис – этот не крупный скромный молодой человек проявляет себя в роли своего рода великана! Подумать только, ведь он дилемму «если гора не идет к Магомету» решил так, что пошла гора. Запад двинулся к нам по указке его дирижерской палочки. И если он нас не раздавит, то сделает сильнее, это точно!
 
Любовь Иванова
Журналист, сценарист, критик
Мужчина использовал машину «скорой» как личный транспорт
«Неблагоприятное» потепление ждет Новосибирск
Дырявый дом построили для переселенцев из ветхого жилья
Участников вооруженных налетов обезвредили в Новосибирске
Врача привлекли к ответственности за смерть Павла Подъячева
Поддельное пиво разливали по бутылкам на складе
Проектировщик четвертого моста потребовал 54 млн через суд
Новосибирцам предложили «лайкнуть» девушек в погонах
Легендарный дирижер едет на Транссибирский арт-фестиваль
Измененный проект застройки Богдашки вызвал споры в мэрии
Десятки детских садов и школ прекратили занятия
Альберт Кошкин покинул пост президента «Сибмоста»
Следователи создали фоторобот сгоревшей в костре женщины
Новосибирский завод отсудил 80 млн у американского поставщика