13:58
«Облава» на Высоцкого

БЛОГИ на Сибкрай.ru

«Облава» - на мотив Высоцкого. Польский парафраз.
«Охота на волков» Владимира Семеновича была не переведена, а переосмыслена в польском формате Яцеком Качмарским. И не только «Охота».
Яцеку было 17 лет, когда в Варшаве проездом в Париж оказался русский бард. И они встретились. И один услышал другого. Всё! Считайте, что он проглотил шаровую молнию.
С той первой встречи в 1974-м жизнь юноши стала вращаться с иной скоростью и вокруг новой оси. И уже через три года он стал самым знаменитым польским студентом, получив первый приз на фестивале в Кракове за песню, исполненную им в манере, хорошо нам известной, и в сопровождении агрессивного гитарного боя. «Облава» - лучшая польская студенческая песня 77 года – в это трудно поверить сегодня!
Песня была острая, «темперированная» и
вот с таким финалом примерно…

Не кончились облавы, и гончие не дремлют.
Постоянно гибнут во всём мире молодые волки.
Не позволяйте из себя делать шкуры! И не воюйте!
О, братья-волки! Боритесь, пока вы все не сгинули.

Облава! Облава! На молодых волков облава!
Горячие и дикие,
В густом лесу выросшие!
Уж на снегу круг вытоптан! И в круге том - кровавое пятно!
Разорванные волчьи туши дразнят гончих псов!
Это была «Облава» - I. Потом будут еще вариации. Качмарский перенял не только манеру петь, сделав ее своей. Он пошел гораздо дальше. Кажется, он перенял манеру жить. Он за это жестоко поплатится и до пятидесяти не доживет. Как и Высоцкий. Это сегодня рассуждают на тему: ему 75. Нет, конечно. Ему – за сорок. И для той жизни, которую он вел – это хороший срок, уж простите. Молнию видели? Так вот, живет она короче наблюдаемой нами вспышки.
Кажется, им так не повезло – Высоцкому и Качмарскому – жить в свое время, испытать на себе его зубы. Но что бы они делали сегодня? Торговали? Сдавали за деньги жилье? Завели бы себе маленький, но успешный бизнес? Стали бы банкирами? И в свободное время садились бы перед камином, чтобы перстами бряцать по струнам?
Они были античастицами по отношению к своему времени и аннигилировали, испустив энергию, которая до сих пор еще не иссякла, кажется. Возможно, только кажется.
Почему я так говорю: они? Ведь Высоцкий, судя по юбилейной волне, быстро становится «нашим всем», в то время, как Яцека – у нас никто практически не знает. Разве можно ставить их вровень?
Речь идет не о сравнении. А о направлении песенного жанра, в котором работал один и продолжил другой. И в России не нашлось, да и вряд ли уже найдется такого парня, который родившись на 19 лет позже, примет на себя этот жар, опалит горло.
Больше нет последователей, кажется. Есть подражатели, что называется, «на час». Есть общества и мемориальные кампании. Есть попытки повторить, пропеть «еще красивее»… Но нет заявки на то, что кто-то готов сгореть, как сгорели Высоцкий и Яцек.
Яцек вырос в хорошей среде, вполне благополучной, его родители были художниками, дед дипломатом. Парень отлично знал живопись и историю.
У него есть песни на тему картин: «Крик», «Натюрморт», например, есть исторические, как «Сон Екатерины II» и огромный список песен с налетом политики.
Но политика прилипла к его песням, потому что она поступает с искусством всегда грубо. Если вы не слышали ни одной песни этого «польского Высоцкого», сложно говорить о предмете, о том, каковы они – его баллады. Но если вы послушаете
«Наш класс» -
http://www.youtube.com/watch?v=rVdQiJ18kvU
- историю одноклассников, рассыпавшихся по миру, как горох, живущих кто как и кто где – почувствуете его почерк, Яцека Качмарского, пропитанного песнями Владимира Семеновича, но нашедшего «свою колею».
И, конечно, непревзойденной песней памяти Высоцкого стала «Эпитафия» Качмарского
http://www.youtube.com/watch?v=wEcd53n4ri4
Послушайте эти песни. Там есть русские субтитры.
Яцек написал «Эпитафию для Высоцкого» в год смерти своего старшего брата, назовем его так, в 1980-м. Но не так стремительно, как иные, только в ноябре, когда сумел немного справиться с шоком от случившегося. И с тех пор он всегда завершал свои концерты этим произведением. Пока мог, пока рак гортани не запечатал ему уста.
«Эпитафия» требует много сил от исполнителя – вы увидите, как покрывается потом его лицо. Но и в финале выступления он всегда выходит на высоту темы и поет предельно выразительно и экспрессивно. Как это умел Высоцкий. К чему стремился вслед за Высоцким – Качмарский.
Яцек оплатил билет в бессмертие, прожив очень непросто. Скитаясь по чужим странам. Любя чужие страны и чужую культуру. Стремясь на родину и желая всей душой, чтобы его страна изменилась.
Наши страны изменились. Они помнят своих Высоцких.
Они хоронят их, как не хоронят ни королей, ни принцев, а только самых любимых и близких людей, собирая огромные толпы и заливая столичные кладбища морем цветов…
Они устраивают им пышные тризны и дни рождения.
Но, как писал поэт Тарковский, «только этого мало».

 
Любовь Иванова
Журналист, сценарист, критик
Мужчину избили до потери памяти в кафе в «Березовой роще»
Новосибирску придется поделиться средствами на ремонт дорог
«Сибирь» уступила «Авангарду» в домашнем матче
Полицейские перехватили партию «синтетики» на миллион рублей
Мужчина с обрезом забрал 70 тысяч из торгового павильона
Новосибирский депутат Госдумы попросилась пораньше домой
УК успели убрать снег во дворах на пути мэра Локтя
Вымогавший деньги у детдомовца похититель прятался на дереве
Экс-директор ЦУМа получил пять лет колонии
Водителя отправили в колонию за смертельное ДТП
Частные перевозчики срывают повышение стоимости проезда
В блогах: «Проверки должны проводиться не только по случаю»
Суд обязал вернуть лесу три гектара земли у клиники Мешалкина
Ученые раскрыли способы спасения чайчат от каннибалов