13:58
В зеркале джаза

БЛОГИ на Сибкрай.ru

Вы способны поверить зеркалу, подойдя к которому, обнаруживаете себя в нем моложе лет на 10-20-30?.. Если вы любите джаз, то, кажется, вы такой. Способный поверить.
Любить джаз в Сибири не просто и просто одновременно.
Не просто, потому, что возможностей мало. Просто, потому, что опять же – выбор не велик. Джаз не любит «заочников», он хорош живьем. Из интернета он, как из консервной банки… Лучше, чтобы, зайти в клуб, прочесть программу, снять шубы и шапки, опуститься в кресла и заказать что-то подходящее случаю. Джаз – не просто музыка в концерте, хотя и такое не плохо. Джаз предполагает готовность отбросить все лишнее, а не строго следовать партитуре, не смея хохотнуть или как-то неловко проявить свою взволнованность. Джаз любит страсть и бурное участие. Как вы себе представляете заведение, чтобы там происходили подобные события? А с трудом! Брутальный нрав публики реализует другие модели.
И приходится Евгению Черепанову не без горечи констатировать, что «в Новосибирске любителей джаза наберется не более 300 человек, независимо от их стилевых пристрастий»
(статья «О положении джаза в Новосибирске – печальные итоги»).
Посещаемость джазовых мероприятий не велика. Что такое – 30-40 человек в «Агарте»?.. Или 200 человек на юбилее Сергея Беличенко в филармонии?! Приходится согласиться, что джаз сегодня не так уж и популярен. Сибирский джаз, если уточнить.
А что такое – Сибирский джаз? Если сибиряки играют, например, джаз Нового Орлеана, то будет ли такой джаз сибирским?..
Не мучьте себя вопросами, на них уже есть ответы. «Sib Jazz Fest» – слышали про такой?
В четвертый раз (начиная с 2009-го года) «под эгидой филармонии» на площадке ДКЖ были даны музыкальные представления. С участием коллективов и солистов из различных стран мира, отважно понаехавших на белые снега, чтобы играть горячо и тревожно, в лучших темнокожих традициях. И не только темнокожих. Джаз далеко шагнул за сто лет своего победного шествия по планете и коснулся самых «медвежьих» из ее углов. Если есть уши, готовые воспринимать эту специфическую музыку, то найдутся и мастера ее исполнить.
На далеких океанских островах – вы увидите джазовые сценки, когда группа аборигенов, стуча палками по бочкам и тряся банками из-под пива, исполнит такой джаз, что подумаешь: «О, сколь необъятны акустические резервы!..»
Такой «джаз-на-бочках» – может претендовать на собственное направление, хотя, разумеется, это надо уточнять у специалистов, которые могут аборигенам отказать в оригинальности. Но вот специфической сибирской черты, кроме просто географического положения площадки исполнения, я что-то затрудняюсь назвать. Так, чтобы без сомнений.

«Сибирский джаз» - это не то, чем славна по традиции Сибирь. Это не блины, медведи, икра, водка и так далее… Помогите определиться, право! Возможно, не хватает моего кругозора в этой области. Потому что вспоминается «навскидку» что-то вроде дуэта:
Галима Мазитова(скрипка) и Сергей Шуранов(электробас) «Мрас-Су река» -синтетическая композиция на темы Шории. Оригинально, местно, специфично.
Но было и прошло.
На «Sib Jazz Fest» номер 4 приехали люди другие. И другие люди уселись в кресла ДКЖ. Разве что оформление сцены – завидное постоянство аккуратно измятого белого блестящего шелка, на фоне которого невозможно сделать хорошей съемки и смотреть на него тоже не так уж и приятно. Какой-то ламбрекен, чарующий организаторов торжества своей будуарностью, наверное, уж не знаю…
На мой вкус джаз сегодня любит черноту пространства, а не белый навязчивый фон.
Но, тем не менее, не это главное. Второй вопрос, возникающий по ходу процесса, почему мероприятие называется «фестиваль»?
Валерий Котельников в 1985-м году дал слово президенту ТДО Сергею Беличенко (кстати, кто-то расшифрует сегодня аббревиатуру ТДО?)
- В джазе так важны встречи единомышленников, но один музыкант, скажем, живет в Новосибирске, а другой в Ленинграде. С помощью нашего ТДО создаются небольшие временные ансамбли, в которых экспериментальные идеи как раз и проходят проверку. Результаты таких экспериментов выносим на суд публики…
У статьи, из которой взята речь Беличенко, название «Синкопы на Оби, или – почему в Новосибирске любят джаз». ТДО – творческое джазовое объединение при горкоме комсомола, готовится отметить десятилетие. Все они молоды, джаз-клубов в городе дюжина. «Аудитория любителей джаза в Новосибирске огромна», - пишет Котельников.
Забавного в статье Котельникова много и самое забавное – автор не предполагал, как разовьются последующие события.

А события развились таким образом, что «Sib Jazz Fest» сделался настоящей машиной времени! Она (машина) может исполнить самые острые ваши желания, которые вы могли испытывать лет 20-30, а то и 40 назад. Если успели родиться и заинтересоваться музыкой данного профиля. Главные гости фестиваля – Джон Маклафлин и Жан Люк Понти – прибыли к вам, слегка задержавшись. Они, конечно, никакие не пенсионеры в свои 70 лет, но все же и не те, какие были в 70-е, 80-е годы прошлого века. Джазовые лаборатории? Экспериментальные идеи? Повторю: машина времени. Садимся в кресла и отъезжаем. Представьте, как прекрасны были бы ваши ощущения, если в те далекие времена, когда границы были на замке, вы попали б на такое скопище свежих «звезд» в этот зал…
И молодой свердловчанин Толкачев, обосновавшийся уже, правда, в столице Сибири, говорил бы в антракте:
- Джаз, как и музыку вообще, ценю за возможность подойти к границам необычайного…
«Он ушел на сцену, был последний звонок. Волна звуков обрушилась на зал – полиритмия ударных, угрюмый речитатив контрабаса, вскрики саксофона. Толкачев словно погонял себя: вперед, через тернии».
Как ни смешно, «тернии» никуда не делись. И можно погонять и погонять.