13:58
Ищу чайку.

БЛОГИ на Сибкрай.ru

Вам удается любить дешевое и некрасивое? Пластиковую бижутерию?
Мне нет. Плохой дизайн, как не уговаривай, плохой дизайн и вызывает досаду, почему он до сих пор пользуется у нас спросом. Хотя ответы иногда лежат на поверхности.
Рассматривая обложку альманаха, на котором изображена была рука, держащая «уголек», я думала о картинке, как о слабом и дешевом рисунке. Но поэт далее по тексту писал в альманахе что-то натужно трогательное о символике этого уродца и выстраивал триаду смыслов уголек-рука-сердце, кажется… Но не скрыл на задней стороне издания, что оформление выполнено обладателем той же фамилии. То есть, родственником. Талант родственников в том, что когда им платишь, то все равно, «все в дом».
Полиграфическая продукция новосибирских театров. Логотипы, все такое…
В Новосибирске, как известно, полно художников. Их одаренность, порой, не вызывает сомнений. Есть таланты, есть.
Смогли бы они создать что-то нестыдное? Чтобы сердце радовалось, если посмотреть?
Конечно, денег стоит, конечно, как без них. Ведь программку, билетик, возможно, сохранит какой-нибудь сугубый театрал, да еще «на века». И если выползет наружу, через сроки – уродец, выполненный родственником?..
Нет, неправда моя. Не такой стимул делать что-то талантливое.
Стимул один: не жмите. Есть талант, есть амбиции – дайте проявить. Как говорят в народе, не будьте жмотом! Вам же! Про вас же!..
Сейчас такие времена, когда Ангела Меркель в дважды надеванном туалете на Вагнеровском фестивале, где 4 года назад уже видели ее декольте и цвет морской волны, вызывает досаду и критику, а не восторг публики.
Сейчас такие времена, когда пора кое-что подвергнуть ревизии.
«Красный факел», театр с традициями, да, с историей длинной, как чулок, но может не стоит так крепко держаться за свое название, которое плохо звучит за рубежом?
От символики той – давно ничего не осталось. Как старое осиное гнездо, и название, уж не гудит, и девиз «красота, правда, радость» – меня лично запутывают окончательно.
Я не понимаю, какой это театр, если он представляет на сцене такую триаду?
Самый популярный их спектакль последнего времени «Только для женщин», или «Макбет», или «Гедда Габлер» - впишутся в триадово обозначение? Думаю, вряд ли…
Кстати, факел, как изображение, символ у них вообще не представлен.
И это правильно. Так как – горящий факел – означает страстную любовь, жизнь, а это надо еще доказать! Я не могу припомнить сходу спектакль, в котором бушевала бы у них любовь, да еще страстная, и торжествовала жизнь. Не «Курочка ряба» ж, в конце концов!
Если только… - мимические танцы спектакля «Без слов», но они эскизно намечают чувства, а просятся рельефы!
Оставим дорогой моему сердцу «Красный факел». Я и не должна была его трогать. Нет у него логотипа. Надо, чтобы кто-то подрос, научился держать в руках фломастер и нарисовал им. Хорошо бы, что б – не родственник.
А у кого есть?
Дорогой моему сердцу театр оперы и балета, сокращенно НГАТОиБ, кажется, имеет логотип. Вот, в левом верхнем углу главной страницы сайта: архитектура.
Ясный ход.
Поскольку здание узнаваемое, уникальное, историческое, вслед за Колизеем и Парфеноном – гордится стенами. Но – и только.
Никакого намека на репертуарную политику особого назначения. Специфического нет. Есть универсальность большого музыкального заведения: оперы тут и балеты тут.
Не отмечен какой-нибудь профиль постановщика, или кисть дирижера… ничего такого. Да и как? Выделишь какого-нибудь Курентзиса или Людмилина, обидится Рубикис. Условно, прошу прощения, упоминаю я эти великие имена.
Но ведь и попытки, кажется, не было – поискать решение. Не объявляли конкурс среди художников – дать символическое театру, который стал главной фигурой Сибири.
Конкурс среди зрителей на слоганы в честь любимого театра они прошлой осенью, помнится, устраивали. Но, похоже, это были такие «сетевые игры», не больше.
Театры, идущие вслед за Парфеноном, Колизеем и НГАТОиБ, то есть использующие архитектуру в лого, это «Глобус», театр Музыкальной Комедии, «Старый Дом»…
Но фокус заключается в том, что они немного не дотягивают до славы исторических развалин. Понятно, что в Новосибирске есть академия, и архитекторы ее умеют немного быть дизайнерами. Но все же. Не столь уж они преуспели. Скудная эстетика социализма впитана фибрами. Достаточно пройтись проспектами и поискать выдающиеся достижения. Много найдете? Корбюзье-то не видно. Не говоря уж о Гауди.

Но у «Глобуса» есть в запасе логотип в виде слова, где средняя буква «О» представлена в виде глобуса же (там намек на параллели и меридианы), на который надет шутовской колпак с бубенчиками. Как это понимать? Ну, похоже, - «весь мир – театр», но в специфическом преломлении. Это порой театр и демонстрирует: классику - под колпак сует. И звенят бубенчики.

По-настоящему нравится мне эмблема Театра Афанасьева: казалось бы – традиционный театральный символ: две маски – трагедии и комедии. Но, во-первых, они прозрачные, хоть и обозначают – белую и черную. Во-вторых, увенчаны коронами, а не шутовским колпаком, что мне по душе. В третьих – объединены кругом. Может, это знак арены, или круга света или центра внимания. Выполнено стильно и лаконично. «Браво, художнику!»,- можно крикнуть без экзальтации.
Просится конкурс для молодых и не очень – художников. Дорогие театры, тряхните мошной, дайте выступить дарованиям и дополните свои сайты, программки, билетики
- украшением в виде знака, золотой запонкой, булавкой с небольшим бриллиантом – кому что нравится. Это очень не лишне вам сделать, поверьте. Чтобы вензель любимого театра можно было в истоме экстаза начертить на запотевшем стекле и припомнить, припомнить, припомнить…

«Символ…», - пишет в своей книге Сандра Форти, - «это не просто знак, а закодированная информация». Хорошо бы так. Только смотря, что кодировать.

Птица чайка однажды присела на известный занавес известного театра. И превратилась в символ. Хорошо получилось. Сидит сто лет.

 
Любовь Иванова
Журналист, сценарист, критик