13:58
Американский подарок от Айнарса Рубикиса.

БЛОГИ на Сибкрай.ru

«С днем рождения, Новосибирск!» - в программе концерта на площади Гершвин Джордж - «Американец в Париже» и Бернстайн Леонард «Вестсайдская история» - танцы.
«Нерусские сезоны» продолжаются.
...
...Когда немецкая принцесса прибыла в Россию, чтобы воссесть впоследствии на трон, она очень рано поняла, что за «куш», простите за выражение, ей удалось «отхватить»!
Из почти деревенской девочки приходилось формироваться в императрицу.
И она начала с того, что стала вникать во все русское.
Она тщательно занялась языком и культурой. Ведь в планы ее входило стать великой государыней великой державы. Она даже стала неплохим драматургом, и пьесы Екатерины II ставились на русской сцене…
...
Пример ее сейчас, кажется совсем не таким поучительным, если смотреть, как приходят «нерусские» в Россию.
Я намеренно педалирую тему «нерусского», не видя тут напряжения и не стараясь его создать. Я только обозначаю векторы смыслов, поймите правильно. И все же. Векторы указывают, что становиться великими русскими здесь и сейчас не хотят. Транзитом в Вест – конечно, разумеется. Транссибирский культурный экспресс держит путь в сторону заката, т.е. на запад.

Концерт на открытом воздухе оркестра НГАТОиБ на главной площади Новосибирска демонстрирует хорошую скорость такого движения. И, наверное, мы все должны радоваться, что движемся туда, где Европа, Америка, мировая культура, так сказать. Образцы.
Но чем плоха русская культура для нас? Для русского уха, для русской руки музыканта? Да нет, не плоха, скажут и приготовятся отстаивать позицию, что есть мировые музыкальные хиты. Они исполнены на лучших площадках лучшими артистами, нам пора бы тоже дорасти до шедевров.
Обоснованы какие-то, позволю себе выражение, «мифические» параллели: Гершвин был почти русским, Бернстайн прозвучит, как в Чикаго, а Новосибирск называют еще СибЧиком… Какая ерунда! Эти связки придуманы, они искусственны. Если хотелось сделать концерт американской музыки, так и скажите.
В конце концов, главный дирижер Айнарс Рубикис уполномочен решать, что и когда ему играть с оркестром, вверенным в управление. Никто не спорит. Его право!
Но право, почему не учтены некие обстоятельства? Почему погружение в музыку отчасти лишило маэстро воображения, чтобы увидеть, что получится в итоге?
Поясню. Open air concert – дело хорошее, и погода, казалось, подыгрывает музыкантам. Однако, Сибирь – это не просто географическая точка, здесь есть особенности, которые не плохо бы учитывать. Ментальность и сентиментальность, организованность и непредвиденные нарушения порядка.
Традиционные для России и Сибири уличные концерты – не симфонические сложного рисунка, рваного ритма и без мелодической «автострады».
Программа предложенного Рубикисом концерта мало подходит для уличного прослушивания через колонки, настроить которые идеально просто не возможно.
Живого звука мы не получили, а радиопрослушивание – это удовольствие более низкого порядка, согласитесь.
Кроме того, площадь перед входом в театр – рядом с Красным проспектом. Автомобили несутся. Звуки вступают в конфликт даже с музыкой Бернстайна. Хотя, возможно, устроителям могло показаться, что уличные натуральные шумы усилят эффект от музыки, привнесут дополнительный звуковой колорит, что ли. Этого не случилось.
Более того, организаторы не предполагали, что вместе с Рубикисом свое выступление начнет еще один музыкант на противоположной части площади, через проспект, но слышно его будет всем.
Илья ежевечернее «стучит» на своей установке, у него есть своя публика, она собирается на него.
Когда я сказала Илье, что его слышно у НГАТОиБ, он очень удивился.
Прекратил выступление, по моей просьбе, хотя ему было досадно, он был по-хорошему разогрет. Его слушатели тоже.
Кода концерта на воздухе была спасена. Не было посторонних добавок «тук-тук».
Но кто учел этот опыт организации подобных мероприятий, кроме меня?
Складывается впечатление, что артисты решали творческие задачи в отрыве от нашей действительности. И действительность несколько отомстила. Но не сильно. Публика расходилась довольной. Она готова любить и поддерживать! Дайте только такую возможность.
Но не было слышно этого шелеста имен, восхищенных эпитетов. Расходились, как будто просто пришли погулять, пообщаться. Музыка не произвела мощного синтеза настроений. Но такая музыка и не могла этого сделать.

 
Любовь Иванова
Журналист, сценарист, критик