13:58
"Макбет" сегодня...

БЛОГИ на Сибкрай.ru

Сегодня и вчера в «Красном факеле» идёт «Макбет». Вильяма нашего Шекспира. О чем эта пьеса? Эта пьеса о власти и пути к ней. О том, что «нет человека, нет проблемы». Тот, кто задумывает её ставить, заинтересован этой темой, захвачен. Когда говорят: шедевр, качество текста, фактуры… богатый материал, красота стиля, музыки, крупный проект – всё это только сопровождение темы. Темы власти. Её захвата и удержания. Когда Шекспир писал «Макбета», метод ножа и меча был распространён в её разрешении. И, думаю, мало, кого удивлял. В те времена так поступали – и всходили на троны. Шекспир… Он хитрец. Он написал пьесу, ПРИДУМАВ, что убийства сопровождаются чувствами, мистикой, переменой в сознании убийц. По тем временам, это было ново. Рефлексия убийц? Тех, кто схватил всё и ни о чём не жалеет?.. Да, говорит Шекспир. Да. Они убивают, но они мучаются. Бог наказывает. Бога нет. Убийцам с их тёмными головами, боюсь, на Шекспира начихать. Но всё же. Пьеса живёт века и время от времени возникает на подмостках театров. Верди снабдил её музыкой, превратив в оперу. Три постановки «Макбета» я наблюдала собственными глазами. Зачем? Тема власти меня не влечёт. Высказанная так явно, так грубо. Но Шекспир – бог. Он в театре командует и устраивает представления, от которых, порой, волосы поднимаются дыбом. Первый раз я увидела «Макбета» в Кузбассе. По всему Кемерово собирали тогда меха на костюмы. Банко в исполнении Лосева, стоящий перед Макбетом призраком… Молча. До сих пор помню эти спокойные яростные глаза. Благородное торжество мести. «Ты убил, но я пришёл, ты никуда не денешься от меня!». Пьеса о власти в Кузбассе. О появлении человека, который устранит всех, кто мешает. Не обязательно – убивать. Умрут сами, или уйдут, сбегут, уедут. Это тоже форма небытия. Неприсутствия там, где мешал. Это случилось с театром с воцарением там своего рода диктатора. Случилось и в более широком масштабе. Сыграли пьесу, последовали перемены. Наполнение «Макбета» - средневековые заговоры – они очень сильны! Ритуалы, воссоздаваемые постановкой – не игрушечные, не шуточные. Второй «Макбет», которому я свидетель, пришёл в НГАТОиБ. Черняков-Курентзис, Россия-Франция, Новосибирск-Париж…В скороговорке суть заявленного замысла. Осуществить спектакль для показа в Париже и победить в конкурсе «Золотая маска» в Москве. Мост в Европу. Прорыв. Не потому, что у Европы сформировался запрос на русскую оперу, а потому, что у нас есть запрос ворваться в Европу. Как равные. Из провинции – в космос. Всё получилось. Но последствия каковы? Из Парижа привезли декорации: дом Макбета. Его стены будут крушить восставшие. Домик будет ломаться под волшебную музыку Верди, управляемую «колдуном» Курентзисом. Или магом, если так «красивее». В ритуальную куколку втыкают иголки… Что происходит с прототипом? В НГАТОиБ последовал целый ряд событий, который никто не связал с постановкой «Макбета». И его черной магией. Возможно, её там нет. Она выявляет наличие страстных замыслов у людей. Которые, вырываясь наружу, сеют вокруг тяжелые перемены. Для одних. И осуществление планов для других. Тема власти. И устранения помех на пути. И вот эта тема возникла, наконец, в «Красном факеле». И там существует. Константин Телегин – исполнитель роли Макбета. Видела его черные блестящие глаза на премьере в НГАТОиБ. Он приходил «пропитаться». И снежинки, падая на его лицо, казалось, шипели… Волнующая, острая тема власти! Она близко – власть. Протяни руку, и она твоя. Как решает её постановщик Тимофей Кулябин? Ну, во-первых, не думаю, что тема для Тимофея горяча и остра. Его власть от него никуда не уйдёт. Он спокоен. Аналитичен. Расставляет сцены, эффекты, актёров, организует пространство. Чтобы было четко, удобно, работало, как часы. Чтобы текст «зависал» и немного выскакивал из потока Шекспира. Чтобы при этом возникал двойной – с современным акцентом – смысл сказанного. И тем успокаивал средневековую химию. Возвращая Шекспира в театр из мистерии. Но тема коварна. И все, кто ставит «Макбета», захвачены ею. Среди зрителей, кто специально пришёл на «Макбета» - должны быть те, кто мечтает устранить препятствия на пути к своему маленькому трону. Но трон может расти. Это опасно. Если у вас вспотеют ладони на «Макбете» - обратите внимание. Значит, вы тоже… И те, кто рядом… Тимофей думает, что укротил анаконду… Посмотрим.