13:58
"Макбет" сегодня...

БЛОГИ на Сибкрай.ru

Сегодня и вчера в «Красном факеле» идёт «Макбет». Вильяма нашего Шекспира. О чем эта пьеса? Эта пьеса о власти и пути к ней. О том, что «нет человека, нет проблемы». Тот, кто задумывает её ставить, заинтересован этой темой, захвачен. Когда говорят: шедевр, качество текста, фактуры… богатый материал, красота стиля, музыки, крупный проект – всё это только сопровождение темы. Темы власти. Её захвата и удержания. Когда Шекспир писал «Макбета», метод ножа и меча был распространён в её разрешении. И, думаю, мало, кого удивлял. В те времена так поступали – и всходили на троны. Шекспир… Он хитрец. Он написал пьесу, ПРИДУМАВ, что убийства сопровождаются чувствами, мистикой, переменой в сознании убийц. По тем временам, это было ново. Рефлексия убийц? Тех, кто схватил всё и ни о чём не жалеет?.. Да, говорит Шекспир. Да. Они убивают, но они мучаются. Бог наказывает. Бога нет. Убийцам с их тёмными головами, боюсь, на Шекспира начихать. Но всё же. Пьеса живёт века и время от времени возникает на подмостках театров. Верди снабдил её музыкой, превратив в оперу. Три постановки «Макбета» я наблюдала собственными глазами. Зачем? Тема власти меня не влечёт. Высказанная так явно, так грубо. Но Шекспир – бог. Он в театре командует и устраивает представления, от которых, порой, волосы поднимаются дыбом. Первый раз я увидела «Макбета» в Кузбассе. По всему Кемерово собирали тогда меха на костюмы. Банко в исполнении Лосева, стоящий перед Макбетом призраком… Молча. До сих пор помню эти спокойные яростные глаза. Благородное торжество мести. «Ты убил, но я пришёл, ты никуда не денешься от меня!». Пьеса о власти в Кузбассе. О появлении человека, который устранит всех, кто мешает. Не обязательно – убивать. Умрут сами, или уйдут, сбегут, уедут. Это тоже форма небытия. Неприсутствия там, где мешал. Это случилось с театром с воцарением там своего рода диктатора. Случилось и в более широком масштабе. Сыграли пьесу, последовали перемены. Наполнение «Макбета» - средневековые заговоры – они очень сильны! Ритуалы, воссоздаваемые постановкой – не игрушечные, не шуточные. Второй «Макбет», которому я свидетель, пришёл в НГАТОиБ. Черняков-Курентзис, Россия-Франция, Новосибирск-Париж…В скороговорке суть заявленного замысла. Осуществить спектакль для показа в Париже и победить в конкурсе «Золотая маска» в Москве. Мост в Европу. Прорыв. Не потому, что у Европы сформировался запрос на русскую оперу, а потому, что у нас есть запрос ворваться в Европу. Как равные. Из провинции – в космос. Всё получилось. Но последствия каковы? Из Парижа привезли декорации: дом Макбета. Его стены будут крушить восставшие. Домик будет ломаться под волшебную музыку Верди, управляемую «колдуном» Курентзисом. Или магом, если так «красивее». В ритуальную куколку втыкают иголки… Что происходит с прототипом? В НГАТОиБ последовал целый ряд событий, который никто не связал с постановкой «Макбета». И его черной магией. Возможно, её там нет. Она выявляет наличие страстных замыслов у людей. Которые, вырываясь наружу, сеют вокруг тяжелые перемены. Для одних. И осуществление планов для других. Тема власти. И устранения помех на пути. И вот эта тема возникла, наконец, в «Красном факеле». И там существует. Константин Телегин – исполнитель роли Макбета. Видела его черные блестящие глаза на премьере в НГАТОиБ. Он приходил «пропитаться». И снежинки, падая на его лицо, казалось, шипели… Волнующая, острая тема власти! Она близко – власть. Протяни руку, и она твоя. Как решает её постановщик Тимофей Кулябин? Ну, во-первых, не думаю, что тема для Тимофея горяча и остра. Его власть от него никуда не уйдёт. Он спокоен. Аналитичен. Расставляет сцены, эффекты, актёров, организует пространство. Чтобы было четко, удобно, работало, как часы. Чтобы текст «зависал» и немного выскакивал из потока Шекспира. Чтобы при этом возникал двойной – с современным акцентом – смысл сказанного. И тем успокаивал средневековую химию. Возвращая Шекспира в театр из мистерии. Но тема коварна. И все, кто ставит «Макбета», захвачены ею. Среди зрителей, кто специально пришёл на «Макбета» - должны быть те, кто мечтает устранить препятствия на пути к своему маленькому трону. Но трон может расти. Это опасно. Если у вас вспотеют ладони на «Макбете» - обратите внимание. Значит, вы тоже… И те, кто рядом… Тимофей думает, что укротил анаконду… Посмотрим.
 
Любовь Иванова
Журналист, сценарист, критик
Мужчина использовал машину «скорой» как личный транспорт
«Неблагоприятное» потепление ждет Новосибирск
Дырявый дом построили для переселенцев из ветхого жилья
Участников вооруженных налетов обезвредили в Новосибирске
Врача привлекли к ответственности за смерть Павла Подъячева
Поддельное пиво разливали по бутылкам на складе
Проектировщик четвертого моста потребовал 54 млн через суд
Новосибирцам предложили «лайкнуть» девушек в погонах
Легендарный дирижер едет на Транссибирский арт-фестиваль
Измененный проект застройки Богдашки вызвал споры в мэрии
Десятки детских садов и школ прекратили занятия
Альберт Кошкин покинул пост президента «Сибмоста»
Следователи создали фоторобот сгоревшей в костре женщины
Новосибирский завод отсудил 80 млн у американского поставщика