13:58
Классики и трусики в театре «Глобус»

БЛОГИ на Сибкрай.ru

Впервые в театр «Глобус» меня привела девушка Ольга, танцевавшая там в студии. Сцена, когда я её увидела, показалась ладьёй. Её вместительная овальная палуба, её занавес, шелестящий, как паруса, зрительный зал, с его аплодисментами, напоминающими звуки прибоя… всё было сказочно. «Да»,- говорила я себе мысленно, - «…в таком театре и зрителем, и артистом быть – счастье». Ольгины глаза блестели слезами. Она ведь уже не приходила сюда, она была студенткой двух иногородних ВУЗов одновременно. Забежала, чтобы представить мне свой любимый театр. Давали в тот день «Конька-горбунка». За кулисами я пристала с вопросом к постановщице: « А вы знаете рост Конька-горбунка? Знаете, что такое, «три вершка» в переводе на наш язык? Три мизинца моих. Разве может быть такой рост у маленькой сказочной лошадки? Как сидеть на таком коньке и тем более скакать по лесам и долам?» Ответа, конечно, не было. Времена миновали, когда рост измеряли в вершках. И забыли напрочь, что вершки прибавляли к паре аршин, не упоминая их, потому что всем было это известно тогда.



Времена миновали. Я снова в театре «Глобус». Смотрю пьесу на малой сцене по Мисиме «Маркиза де Сад». Молодёжный театр подрос. Его экспериментальная площадка расширилась. Вершки и аршины годились бы, чтоб измерить ширину моих глаз. Как попал этот спектакль в репертуар, чьей причудой?.. Бедный «Конёк» к тому времени уже списан был, наверно, в утиль. Травести выдвинулись в герои. Но сомнительного амплуа. Поговорка про маленькую собачку, что до старости будет в щенках – не про них.

Было похоже, что дети, возможно, смотрят своё – в большом зале, а родители погрязают здесь в своих мерзких пороках. Вместе с актрисами. Их было двое. Неприлично было вполне. Мелкий штрих – без картинки:




БАРОНЕССА. Как можно соединять порок и благодать?


ГРАФИНЯ. Благодать, по маркизу де Саду, можно обрести лишь преумножая


достоверное, и она, благодать, непременно должна ощущаться всеми органами


чувств. Это не та благодать, коей тщетно дожидаются ленивцы и лежебоки. Вот


в Марселе маркиз и приложил максимум стараний. Вернув в комнату лакея, он


пустился с ним и Мариеттой в многотрудное плавание по океану наслаждений.


Втроем они изобразили некое подобие трехпалубной галеры и дружно заработали


веслами. А в небе еще пламенели кровавые краски рассвета - утро ведь только


начиналось.

( Цитата Юкио Мисима «Маркиза де Сад» пер. с японского Г. Чхартишвили)

Времена миновали. И опять шелестит, точно парус, занавес большой сцены… «Алые паруса». Ещё нет генералки. Ещё только 16 премьера. Но уже всё записано так, будто она состоялась и выложены фото и видео. Википедия стерпит. Стерпит и зритель, ибо его убаюкивают позитивом по адресу креатива. Спросите, кто? Кто пишет эти хвалебные недорецензии на недовышедшие спектакли? Это понятно, кто.



Но не о «Парусах» речь сегодня, раз они ещё только в «проекте». Кто учился в школе, тот помнит «Грозу» Островского. Кабаниху, Катерину, образы их светлые и тёмные, сочинения и тоску. Теперь те, кто помнит тоску, ставят пьесу. Островский, не крутись!

Вы не узнаете тот утёсик на речке, где любила взмахнуть, как птица крылами, руками белыми Катя Кабанова! И Катю – вы не узнаете! Современность ворвалась в мир застойных купеческих улочек драматурга 19 века. И натворила! Подобно опоссуму, что прогрыз дыру в пекарню и, объевшись булок с вареньем, так распух, что не только эвакуироваться, но и пошевелиться не в силах. Все педали на секс! Секс был при Островском, и школьникам не пристало не знать в наши дни, как носить кружевное бельё и чулки, как их показывать публике. Нет уроков про это в школе, так пожалуйте к нам в театр. «Луч света в тёмном царстве»? Сейчас статью так уже не назвать. Критика можно на свалку послать, вслед за «Коньком-горбунком». Может, театр «Глобус» уже не в той парадигме воспитания поколения? Свои пряные блюда печёт он для гурманов с опытом.

(Отсылаю на сайт фотографа Виктора Дмитиева в архив за ноябрь 2011г – две подборки «Голая пионерка» и «Сегодня была «Гроза»)



За Островского вступится некому. Во-первых, по школе ещё надоел своими нравоучениями. Во-вторых, чтобы его вообще читали и смотрели, надо вводить спецэффекты. В-третьих, сейчас сидеть весь спектакль и просто смотреть и слушать не под силу публике – без подкорма. В-четвёртых… В пятых-десятых, почему, хотя первый показ был ещё в ноябре, на афише «Грозы» до апреля пишут «премьера»?



Островский, я тоже помню учителя и его уроки с «Грозой». Может, ты не при чем. Может это Степан Фёдорович скучал в школе, а надо было по плану учить и учить…Кто-то из смелых написал тогда креативное сочинение. Вступление и заключение были, как полагается, а внутри – три листа испещряли «редиска морковка редиска морковка…». Стёпа поставил пять. Мы были счастливы.

Может в «Глобусе» тоже такой креатив, для проверки? Тогда вам «пять».


 
Любовь Иванова
журналист, сценарист, критик
Сибиряки шокируют Италию дискотеками во время карантина
Минпросвещения рекомендовало сократить учебный год
Детский сад на Авиастроителей продолжат строить на карантине
Общественный совет таксистов объявил войну нелегалам
«Долбанулись!»: замглавы Минпромторга исключили из «ЕР» за дебош в аэропорту
Травников облетел реки региона в преддверии паводка
Лаборатории Новосибирска делают 1300 проб на COVID-19 в день
Нарушители режима: одно кафе оштрафовали, другие закрыли
Ловить нарушителей самоизоляции могут региональные министры
Как пандемия меняет мировой политический ландшафт
Ветер сорвал крышу Пенсионного фонда в Венгеровском районе
Пожар в поселке 8 марта: последствия взрыва баллонов
Новосибирские пенсионеры не могут получить выплаты в банке
Кировский суд арестовал убившего дядю сибиряка