13:58
Раковая опухоль ЕГЭ

БЛОГИ на Сибкрай.ru

Есть какие-то программы по которым мы должны учится, это ЕГЭ, все больше напоминающее тест для робота. Нужно прекращать копировать запад!

Школа стала местом, где за долгие годы обучения ребенок выполняет обязательство всосать в себя большой опыт управляемого и маленький опыт управляющего.

Сегодня люди вспахивают поля комбайнерами, а не серпами.
Из эссе ЕГЭ 2013

ЕГЭ этого года оказался в тени скандала, связанного с Академией наук. Даже приходит в голову шальная мысль – а не специально ли? Чтобы за пронесенным по улицам Москвы гробом с надписью «наука» не так отчетливо виделись контуры Единого госэкзамена, склонившегося над гробом нашего образования. Минобру терять уже все равно нечего, поэтому заодно можно и Академию опустить. Дикая мысль, конечно, но когда, как из дырявого мешка, валится одна инициатива за другой, и практически все с негативными следствиями, потому что не продуманы и, соответственно, плохо подготовлены, и, главное, совершенно бессистемны… И притом, даже несмотря на обращение Думы с просьбой убрать Министра, он продолжает эти инициативы плодить…
Но вернемся к ЕГЭ.
Итак, прошел очередной Единый Государственный Экзамен. ЕГЭ 2013 года. По его «объективным» результатам бывшие учащиеся средних учебных заведений будут справедливо зачисляться в высшие учебные заведения, где будут в дополнение к знаниям, полученным в школе, становиться специалистами-профессионалами, и бурными ручейками вольются в разные сферы общественной жизни – в промышленность, в культуру, в науку, в образование. И, конечно, в торговлю. Россия неуклонно движется к процветанию и прогрессу. Хочется прослезиться, созерцая эту вдохновляющую, берущую за душу картину. Видимую, похоже, даже не с Марса, а, по крайней мере, с Плутона.
Правды ради, стоит заметить, что есть на этой чудной картине небольшие пятнышки, которые чуть-чуть портят общее впечатление, но над этим работают мудрые управленцы системы образования. Ведь 19 июня Министр сказал, что проведет «работу над ошибками» и планирует «повысить информационную безопасность проведения ЕГЭ». И еще он сказал: «Мы хотим сделать серьезный рывок для повышения качества нашего образования». Раз уж наш министр захотел, то, с учетом эффективности работы его ведомства, нет сомнений, что в ближайшее время картина нашего образования засияет, как радуга после майской грозы.
А снизу она видится несколько иначе, и не просто иначе, а противоположным образом. Не радужно, а грязновато и безысходно. Так что стоит поговорить о том, как она выглядит на земле.
Главной особенностью ЕГЭ 2013 года стал тот факт, что все задания были системно, т.е. по всем регионам, по всем предметам и во всех вариантах, выложены до начала тестирования. (Поэтому когда главной причиной появления заданий Минобрнауки назвал «взлом электронной почты, по которой задания к ЕГЭ рассылаются в труднодоступные населенные пункты», верится в это с трудом.) Соответственно, в Интернете появились ответы (правда, качество их часто оставляло желать много лучшего, но тем не менее…), и возможность сдать на более высокий балл существенно возросла. Следует еще учесть роль технического прогресса – появление микронаушников, которые только магнитиком вынимаются из ушей, часы-шпаргалки и прочие замечательные приспособления для того, чтобы писать ответы, не зная предмета. Да, проверили Дагестан, и к великому удивлению Минобра открылось, что не все тамошние стобалльники соответствуют высоким стандартам. Как будто этого не знали уже несколько лет назад? И не великое открытие, что русский язык там знают не настолько хорошо, чтобы превосходить Воронежскую или Ярославскую области.
В результате при проверке ЕГЭ возникла ситуация, которой не было в предшествующие годы. Во-первых, появились работы, в которых ответы частично шли по вариантам, не дававшимся этим выпускникам. Иначе говоря, у них уже имелись ответы по разным вариантам, и у них даже не хватило разумения грамотно выбрать ответы по одному из вариантов.
Во-вторых, если раньше похожие (списанные у соседа) работы появлялись крайне редко, то в этом году их десятки и десятки. При этом откровенно использовались появившиеся в Интернете варианты ответов. Даже если это не было прямо списано на экзамене, то было выучено перед его началом. (Правды ради, надо заметить, что те ребята, которые набрали 90 процентов и выше, писали самостоятельно. Но их меньше одного процента от числа сдававших, и они бы сдали любые экзамены в любых формах.)
Конечно, можно и нужно обвинять тех, кто проводил экзамен. Они не уследили за использованием электронно-коммуникационной техники. И нужно этот экзамен проводить в специальных помещениях с глушилками.
Но дело ведь, в первую очередь, не в этом. А в том, что ЕГЭ придали такое несоразмерно огромное значение. По нему оценивают учащихся, школы, вузы, учителей… Иначе говоря, все усилия бросили на способ проверки знаний, а не на систему обучения, которую бедумно и бездарно перестраивают по каким-то примитивно понятым образцам, не заботясь о том, чтобы отдельные элементы были хотя бы как-то согласованы. Иначе говоря, идет процесс деградации системы образования и параллельно процесс усиления одной формы контроля. Под нее все вынуждены подстраиваться, и поэтому результаты выглядят такими, какими их хотят видеть контролеры. Но от реальной картины эти результаты бесконечно далеки. И, как бы ни контролировали процесс сдачи ЕГЭ, при том разбухшем значении, которое он имеет, к его сдаче будут приспосабливаться все лучше и лучше, но это не будет иметь прямого отношения к качеству образования как такового.
В этой ситуации в самом невыгодном положении оказываются те, кто пытается сдавать самостоятельно. Потому что уже сейчас результаты ЕГЭ в баллах выданы всем – и тем, кто готовился и сдавал честно, и тем, кто сумел списать или, в лучшем случае, просто выучил ответы. И по выданным баллам и те, и другие будут зачисляться в вузы. Масса списавших недоучек с приличными результатами займет чужие места. А преподаватели вузов должны будут учить тех, кто в нормальных условиях в вуз бы не попал. И в тиски ЕГЭ попадают уже они, потому что именно они будут отвечать за знания тех, кто учиться не умеет и не может. И, конечно, же именно преподы вузов будут виноваты в том, что ручейки недоучек потекут в разные сферы нашей жизни, и даже в Минобр.
Но это, конечно, мелочи в сравнении с молниеносной реформой РАН. Это всего лишь будущее нашей страны, недалекое.

 
Донских Олег Альбертович
Доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой философии НГУЭУ, главный редактор журнала «Идеи и идеалы»