13:58
Цинизм как образ общественной мысли

БЛОГИ на Сибкрай.ru

Цинизм – нигилистическое отношение к достоянию общечеловеческой культуры, особенно к морали, идее достоинства человека, выраженное в форме издевательского глумления (из словаря).
Циник — человек, знающий цену всему и не ценящий ничего (Оскар Уайльд).


Нужно ли доказывать, что есть вещи, которые нельзя купить? Верность, честь, любовь (не секс!), достоинство… Это как раз то, что постепенно формировалось в ходе культурного развития человека. То, что отличает человека от животного. Идеалы. Они заставляют человека тянуться вверх. Вот что переживал Алкивиад, когда слушал Сократа: «Когда я слушаю его, сердце у меня бьется гораздо сильнее, чем у беснующихся корибантов, а из глаз моих от его речей льются слезы; то же самое, как я вижу, происходит и со многими другими. Слушая Перикла и других превосходных ораторов, я находил, что они хорошо говорят, но ничего подобного не испытывал, душа у меня не приходила в смятение, негодуя на рабскую мою жизнь. А этот Марсий приводил меня часто в такое состояние, что мне казалось – нельзя больше жить так, как я живу». Люди часто плохо относятся друг к другу. Можно принять это как факт и оправдывать свое хамство и мелкие подлости по отношению к другим тем, что и другие это делают. А можно стремиться к тому, чтобы этого не делать. Но как только серенькое берется как должное, уровень падает еще ниже. Это происходит в разных областях. Зачем, например, напрягаться и слушать классическую музыку (чему нужно учиться), если можно привычно слушать что-нибудь попроще… То, что воспринимается легко и просто. Что-то ритмическое и с бесконечным повторением какой-нибудь примитивной фразы. Она и называется «легкой», эта музыка. Но легкая-то бывает иногда и замечательная, ближе к классической. Но от нее отпрыскивается облегченная, потом совсем легонькая, потом уже невесомая. И эта также называется музыкой, хотя ни для ее исполнения, ни для ее восприятия никакого умения уже не нужно. И здесь уже не искусство муз, а что-то совсем другое. По крайней мере никакого вкуса к настоящей музыке не воспитывает.

Но когда такой процесс идет в области морали – это уже страшно. Здесь речь идет уже не о вкусе, а о том, как мы относимся друг к другу. На основе каких идеалов мы строим наше общение? Или просто выживаем сами, выживая других? Общество не существует без норм и идеалов. Нормы-то мы еще как-то признаем, но идеалы – это как раз то, против чего цинизм и направлен. Логика его предельно проста: идеалы недостижимы; следовательно, стремиться к их достижению бессмысленно и просто глупо; следовательно, нужно принимать то, что есть за то, что и должно быть. Это правильно и умно.

Циник с убежденностью фанатика выступает против разрыва между идеалом и действительностью, считая, что идеал принципиально не нужен.

Так, замминистра связи и массовых коммуникаций России Алексей Волин, выступая перед студентами журналистского факультета МГУ, заявил, что «любой журналист должен твердо помнить: у него нет задачи сделать мир лучше, нести свет истинного учения, повести человечество правильной дорогой, … Нам четко надо учить студентов тому, что… они пойдут работать на дядю, и дядя будет говорить им, что писать, что не писать и как писать о тех или иных вещах, и дядя имеет на это право, потому что он им платит». Абсолютно циничное заявление с абсолютно примитивной идеологией: кто платит – тот заказывает музыку. Вполне в духе времени, когда все переводится в денежный эквивалент.

Интересно даже не то, что это было сказано, а то, как потом он защищал сказанное: «Я, в общем, пытался объяснить, скажем так, либеральной аудитории при помощи рыночных механизмов, каким образом работает СМИ, а аудитории это не понравилось. Бывает». Иначе говоря, сообщил в качестве откровения примитивную, как мычание, мысль: все продается. А они, дурачки, не поняли всей глубины этого откровения. Да, представления российских академических кругов о медиарынке расходятся с реальной ситуацией в отрасли. С точки зрения Волина, на журфаке должны формировать компетенцию «быть циником». Это в духе рыночного времени. И никаких глупостей вроде правды, свободы слова и тому подобное.

Бывший министр образования Андрей Фурсенко сформулировал замечательно циничный тезис: «Недостатком советской системы образования была попытка формировать человека-творца, а сейчас задача заключается в том, чтобы взрастить квалифицированного потребителя, способного квалифицированно пользоваться результатами творчества других». Конечно, не могут быть все творцами, а в магазины ходят все. Поэтому нечего всех тащить за волосы в леонарды и менделеевы. Все будут шоперами (от англ. shop – магазин). Вот сюда их и надо готовить. Зачем сеять разумное, доброе и вечное, если его сходу не переведешь в долларовую или хотя бы рублевую зелень? У нас рынок, у нас конъюнктура, у нас предложение и спрос. Учитель предлагает «услугу». Ученик ее потребляет. Прекрасная по цинизму инициатива начата в одной из школ Минского района – учителя платно помогают учащимся выполнять домашние задания. Какая хлебная вещь даже по сравнению с инициативой нашего министерства платить за дополнительные образовательные услуги! Дополнительные могут не попросить, а домашние задания выполнять надо: спрос рождает предложение.
А какой зрелый цинизм демонстрируют издательские фирмы, когда печатают для студентов шпаргалки по всем предметам – на тоненькой бумаге мельчайшим шрифтом. Чтобы те, не дай Бог, чего-то лишнего не узнали!

И с повышением зарплат учителей ситуация весьма циничная: повышение это должно, согласно идеологии Министерства образования, идти параллельно с повышением качества работы (предоставляемых услуг). Почему-то когда повышали в разы зарплаты чиновникам и военным, это с качеством не связывали. А исходили из уровня жизни и стоимости средней потребительской корзины. То есть говорили, что на те деньги, которые они получают, нельзя прожить.

Если рынок, то разрешено все, что приносит прибыль. Так, оказывается, можно подделывать лекарства. А почему нет? Это приносит отличный доход. Но рискованно. Боишься, тогда действуй проще – повышай цены. Вот что писала в декабре Ирина Невинная в «Российской газете»: «В последние годы рынок медикаментов был относительно устойчив: лекарства дорожали медленнее темпов инфляции. Но нынешней осенью ценники в аптеках стали обновляться гораздо интенсивнее: по данным Росстата, к декабрю рост цен на медикаменты составил с начала года 14,2%. Для сравнения: в течение всего прошлого года рост цен на медикаменты был чуть более 5%. Удорожание шло неравномерно: в группе дорогих лекарств (более 500 руб. за упаковку) эксперты особых стоимостных изменений не зафиксировали. А вот недорогие лекарства стоимостью до 150 руб. дорожали прямо на глазах - едва ли не на процент каждую неделю. В лидерах - наиболее востребованные препараты, которые имеются в любой аптечке: нитроглицерин, йод, аспирин и анальгин отечественного производства в ноябре прыгнули в цене сразу на 4,7-7,1%. Эксперты объясняют такой рост не только сезонным спросом (осенью и зимой всегда растут продажи противовирусных, жаропонижающих препаратов и анальгетиков), но и финансовыми сложностями у участников фармрынка. Прежде всего - удорожанием кредитов и стремлением компаний подстраховаться на будущее, попытавшись извлечь дополнительную прибыль». Замечательно: во-первых, рост на недорогие и наиболее востребованные лекарства идет быстрее (т.е. бьет сильнее по тем, кто еле сводит концы с концами), во-вторых, это связано, в первую очередь, со стремлением компаний гарантировать себе прибыль. Нормальный рыночный цинизм.

Цинизм становится компетенцией любого профессионала. Покопавшись в Интернете, журналист Алексей Калитин нашел такие объявления:
«Мы предлагаем Вам вакансию модели. Снимаем жестко. Понятно? Час съемки – 300 долларов США. Снимаем по сценарию заказчика. Только для частных коллекций и за рубеж. Если предложение заинтересовало, пришлите фото».
«Услуги киллера. Решение проблем в любом городе СНГ. Приемлемые цены. Сжатые сроки. Электронный адрес…»

Есть такое выражение: «Преступление совершено с исключительным цинизмом». Мало того, что убил, но убил как-то особо гнусно, издевательски… Это нехорошо. Но в приведенных объявлениях цинизм вполне «положительного» свойства – простая работа, ничего личного. Оплата от ста долларов и выше. В зависимости от степени трудности. Еще вспоминается из Достоевского - в «Записках из мертвого дома»: «… Вышел на дорогу, зарезал мужика проезжего, а у него-то и всего одна луковица. «Что ж, батька! Ты меня посылал на добычу: вон я мужика зарезал и всего-то луковицу нашел». – «Дурак! Луковица - ан копейка! Сто душ - сто луковиц, вот те и рубль!» (острожная легенда)».
Цинизм страшен тем, что все оказываются вымазанными до неузнаваемости одной серой краской – все высокое унижено, все гнусное оправдано.

Вопрос: хотим ли мы жить в таком обществе? Или мы хотим человеческого? Того, к чему призывали Сократ, Конфуций, Будда и Христос?

 
Донских Олег Альбертович
Доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой философии НГУЭУ, главный редактор журнала «Идеи и идеалы»