13:58
Стандарт… Как много в этом звуке для сердца русского слилось!

БЛОГИ на Сибкрай.ru

Федеральные образовательные стандарты обеспечивают государственные гарантии уровня и качества образования.

Из «Закона об образовании в РФ»

У нас в образовании время стандартов. Они меняются по очереди, и, к радости школьных и вузовских преподавателей, каждый становится все лучше и лучше. Этих стандартов сменилось пять за последние двенадцать лет, правда, последние называются не в этом порядке, потому что с 2009 года идет так называемый третий стандарт, и уже федеральный, а к нему добавляются плюсы, так, сейчас внедряется стандарт 3++. Здесь реализуется норма закона,, что стандарт должен меняться не реже, чем раз в 10 лет. Реформаторы образования в этом отношении передовики.

Сам факт постоянной замены стандартов показывает, что область образования – особая, радикально отличная от других, потому что никакая другая сфера деятельности такого стандартообразования не перенесла бы. Ведь под каждый стандарт менялись и меняются тысячи и тысячи рабочих программ, методических материалов, средств проверки т.п. Причем самое радостное во всем этом процессе, что не успевают закончить подготовку документов под один стандарт, как уже вводится следующий. Представим себе, что подобная бурная деятельность по внедрению новых стандартов велась бы в отношении ракетостроения: например, каждые три года вводились бы технические стандарты на крепеж и обшивку, и приходилось бы полностью их менять во всех уже собранных частях. Я думаю, что тогда наши ракеты никогда бы падали, потому что они никогда бы даже не взлетали, и даже не были бы собраны. А процесс обучения со скрипом, но, якобы, идет. Правда, под грохот валящихся сверху стандартов он трансформировался в духе личностно-развивающей педагогики, когда образование стало услугой и все больше перестает быть собственно образованием, т.е. созиданием человека. Но идет: дети ходят в школу, родители учатся, а к экзаменам детей дрессируют на ЕГЭ репетиторы.

Но откуда эта бессмыслица? Ответ очень простой – деятельность по стандартизации образования идет в общем ключе нашего современного развития страны – перевода всего и вся на чисто экономические рельсы. Цитирую:

Разработка ФГОС осуществляется с учетом актуальных и перспективных потребностей личности, развития общества и государства, его обороны и безопасности, образования, науки, культуры, техники и технологий, экономики и социальной сферы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.

Теперь все становится совершенно понятным: сам стандарт – это товар. А его внедрение – это услуга. Раз это товар – его нужно производить постоянно, т.е. должно быть налажено производство этого товара, и это требует соответствующего финансирования и создания соответствующих структур и, понятно, что эта сфера должна обеспечить рабочие места для профессионалов – специалистов в создании стандартов для системы образования. Но количество таких высоких профессионалов ограничено. Ведь они должны учесть актуальные и перспективные потребности личности, развития общества и государства и т.д. Это почти за пределами человеческих возможностей. Поэтому профессионалы-стандартопроизводители задают общие параметры стандарта – например, количество часов на развитие определенных компетенций (ведь мы перешли от пошлого устаревшего «знаниевого» подхода к современному компетентностному), - а остальное должны делать те, для кого эти стандарты являются руководством к действию. Для тех, кто не должен теперь давать знания, но должен формировать умения-компетенции. Эти компетенции в стандартах и перечисляются. Так, возьмем ФГОС (федеральный государственный образовательный стандарт) для бакалавра-историка. Он должен освоить девять общекультурных компетенций, три общепрофессиональные компетенции и пятнадцать профессиональных. Всего 27 компетенций.

Некоторые компетенции просто восхищают. Так, историк-бакалавр должен обладать «способностью находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность». Или «способностью к работе с информацией для принятия решений органами государственного управления, местного, регионального и республиканского самоуправления». Сразу со студенческой скамьи находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и помогать принимать государственные решения! Да еще и нести за это ответственность! Плюс, к тому же, он должен обладать «способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции». Какое доверие его уровню мышления! Да это далеко не все историки-доктора наук могут. А бакалавр еще должен знать основы экономики и права и «обладать способностью использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций», быть физически развитым … Вот это историк-бакалавр! Вспоминается замечательный герой Гоголя – Иван Иванович: «Фу ты, пропасть, какие бакалавры! Румяные, умные! Я ставлю Бог знает что, если у кого-либо в мире найдутся такие! Взгляните, ради Бога, на них, – особенно если они станут с кем-нибудь говорить, – что это за объядение! Описать нельзя: гении! риторы! атлеты! Господи Боже мой! Николай Чудотворец, угодник Божий! Они начали появляться в результате реформ образования, даже тогда еще, когда бывший министр Ливанов не ездил в Киев. А Фурсенко? Тот самый, что не хотел вводить ЕГЭ, а потом стал его главным защитником? И который говорил, что нам нужны квалифицированные потребители?» ... И вот у нас пошли такие прекрасные бакалавры! А через два года они даже могут стать магистрами… Ими можно будет сразу наполнить парламент страны и еще останется много-много бакалавров для всех нужд нашей необъятной родины.

Дух захватывает от перспектив развития нашего образования, которые открываются с такими стандартами! А если бакалавры не будут говорить, что русский философ Коперник написал «Мертвые души», а Толстой в «Преступлении и наказании» рассказал про прекрасную девушку Соню Шоколадову, а Леонардо да Винчи написал «Черный квадрат», а Маркс и Амфибрахий – это античные философы, и т.п., то пойдут наши бакалавры с дипломами (которые будут признавать во всем мире) нарасхват по всей планете, тем более, что они будут по окончании курса свободно общаться не только на русском, но и на других языках.

 
Олег Донских
доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой философии НГУЭУ, главный редактор журнала «Идеи и идеалы»
«Захочу – закрою?»: новосибирские судьи объявили войну скандалам
3 «ГАЗели» + трамвай №13 + 10-балльные пробки = пятница 13-е
Суд приговорил обманувших китайцев сотрудников УФМС
Житель Барабинского района признался соседу в убийстве
Взломщиков новосибирских банкоматов нашли в Новокузнецке
Директору оборонного завода не удалось выйти на свободу
В ночь на пятницу 13-го театралы атаковали подземку
Бросивший умирать сбитого пешехода водитель задержан ГИБДД
Прокуратура проверит отключения света в Новолуговом
Игра детей с огнем закончилась эвакуацией в Кировском районе
Активисты ОНФ боятся падения детей со смотровой площадки
Банда есть, потерпевших нет: полиция ищет избитых детей
Ночной поход парня на «Тулинский» закончился переломом
Мэрия распродает квадраты в объекте архитектурного наследия