13:58
Педуниверситеты будут передавать в ведение региональных органов власти.

БЛОГИ на Сибкрай.ru

Сегодня на Красноярском экономическом форуме Сибирский полпред обронил фразу о том, что неэффективные университеты должны прекратить свое существование. Если чиновник федерального уровня говорит такое, значит, он информирован и не сотрясает воздух словами. Наконец-то, федеральные власти решились на сокращение многочисленных контор по тотальному дипломированию населения. Выхода у них нет. Демографическая яма опустошит уже в этом году университетские аудитории. К тому же, высшее образование в России настолько неэффективно, что порождает анекдоты. Государство решило сосредоточить ресурсы в нескольких десятках университетах, которые должны стать настоящей научно-исследовательской базой и современными центрами подготовки специалистов.
Что предлагают делать с педагогическим образованием? Единственный вариант, который находит большее число сторонников и в правительстве, и в администрации Президента – передать их судьбу на волю региональных властей. Поскольку среднее образование находится в сфере полномочий регионалов, то и подготовкой кадров для школ должны заниматься они самостоятельно. На местах виднее, сколько и каких учителей нужно готовить. Совершенно разумное решение. Правда, губернаторы в шоке: на какие средства они будут содержать эти педагогические богадельни! Но при первом рассмотрении становится понятно, что их опасения напрасны. Выход есть.
Итак, кадры
По самым оптимистичным данным, только 18 процентов выпускников Новосибирского педуниверситета идут работать в школы. Получается, что государство тратит деньги на подготовку кого угодно, но только не учителей. Во-первых, потому, что если бы все выпускники педа пошли в школу, то для них не хватило бы вакантных мест. Столько учителей области не нужно. Во-вторых, качество подготовки и мотивации выпускников подчас такое, что они не в состоянии надолго задержаться в школе. В-третьих, учителя – далеко не главный продукт деятельности НГПУ. Там можно получить специальность менеджера по туризму, экскурсовода-аниматора, организатора автосервиса, специалиста по рекламе и еще бог знает что!
На все упреки о том, что НГПУ занимается не своим делом за бюджетные деньги, ректорат отвечает: наши выпускники востребованы, мы даем высшее образование, спасаем людей от невежества, значит, мы делаем правильно. Логика железная, но глупая. Главный вопрос ректорату: а кто вас наделил этой миссией? Государство платит вам деньги за подготовку учителей. Неужели, это непонятно? Если нужны менеджеры по туризму, то есть специализированные вузы. А вы должны школой заниматься! Школой! Если следовать в этом направлении, мол есть спрос, и мы его удовлетворяем, то и медицинский университет может готовить сантехников. Какая разница, где ковыряться, в пищеводе или в водосточной трубе? Политика - «спрос рождает предложение» - загнала наше высшее образование в мир жестокого чистогана, и оно там увязло. Потеряв при этом качество подготовки, принципы организации фундаментальной науки, отраслевого мониторинга, поддержки и повышения профессионального уровня специалистов в своей отрасли.
Ректорат заявляет: космонавтов и режиссеров кино и театра мы готовим на коммерческой основе, так что, государство не обираем. И это ложь! Никто не посчитал настоящую себестоимость подготовки специалиста. Пользуясь тем, что содержание основных фондов лежит на плечах бюджета, вузы обманывают государство, поскольку суммы, которые университет берет с «платников» - чистой воды демпинг. Частичная компенсация затрат, которые все же, несет государство, а если говорить прямо – средство наживы.

Наука

При всем скепсисе к педагогике как к науке, возникающем у представителей серьезных научных отраслей, педагогика – область знания и профессиональной деятельности, которая должна использовать научные принципы познания. С этим в «педе» форменная катастрофа. В январе этого года ВАК прикрыл деятельность ученого совета по педагогике и психологии за неудовлетворительное качество рассмотрения кандидатских и докторских диссертаций. Позорище на всю страну! Но, самое печальное, что этим самым грешит любой педагогический вуз. Новосибирцы просто довели ВАК до исступления, дальше было невозможно терпеть.
Об отраслевой науке говорить тоже не приходится. Педовские физики, биологи (за исключением, быть может, филологов), географы, конечно же, не в состоянии конкурировать с тем же НГУ. Да этого и делать не нужно. Есть проекты интеграции отраслевых кафедр с соответствующими подразделениями СО РАН.

Избыточная инфраструктура

Нынешнее руководство Министерства образования столкнулось с очевидной проблемой, которую раньше никто не хотел замечать. Пафосные слова о воспитательной миссии, инновационном развитии личности – это все есть, конечно. Но воспитание и образование – это еще институт, бюрократическая система, совокупность механизмов и инструментов, которые нужно выстраивать в иерархии, обеспечивать взаимодействие между ними.
Что же у нас? В пору патетических и многословных мечтаний о создании институтов развития, стратегических решениях мы наплодили массу бессмысленных таких «институтов». Последнее – создание «Института развития образования». Миллионы – на ветер. Пришло время провести жесткую ревизию того, чего эти самые «институты» делают и за чей счет их руководители по два раза в год отдыхают за границей. Каков их профессиональный и общественный вклад? Возникает резонный вопрос, если созданы эти многочисленные фонды (поддержки талантов, одаренных, инновационных и прочих), значит, не справляется Педуниверситет. Это его остепененные сотрудники должны креативить и вбрасывать в традиционно консервативную систему образования идеи и инновации. Но, хорошо, допустим, среди этих многочисленных «институтов развития» есть такие, которые стоит поддержать. Но тогда их нужно разместить на территории Педуниверситета. Будет экономия на аренде помещений. Потом, их деятельность должна быть интегрирована в научно-исследовательскую и образовательную деятельность педовских кафедр и факультетов. Будет польза обеим сторонам – и «институтам», и преподавателям, и студентам. Иными словами, научно-практическая польза и интеграция. Почему же сейчас они существуют в отрыве друг от друга? А пока все эти «институты развития» похожи на синекуры.
Совсем не укладывается в голове сосуществование Педуниверситета и Института повышения квалификации учителей. Их руководители могу много рассказывать про божественное предназначение своих приходов, но это все слова. Почему НГПУ не может заниматься повышением квалификации учителей, ведь у них должны быть соответствующие кадры, которые занимаются исследовательской деятельностью, знать все передовые методики. Соединить эти два заведения – и вот вам экономия. Губернатору меньше ломать голову насчет того, где взять деньги на содержание Педуниверситета.
Совершенным нонсенсом выглядит в наше время существование педагогических и культмассовых училищ. Как может учитель со средним образованием готовить инновационную личность в наши дни? Ответ напрашивается сам собой – ликвидировать (за исключением, быть может, отдаленных сельских территорий) педагогические культмассовые училища и передать эти функции в НГПУ. Там есть для этого соответствующая материальная база и кадры. За счет экономии на этом уже можно содержать свой педагогический региональный вуз. Есть ведь еще одна польза от такой реструктуризации. Педучилища перестанут отбирать с рынка труда людей. Повысится конкурс в НГПУ и, следовательно, качественный состав абитуриентов.
Иными словами, ничего страшного в том, что НГПУ перестанет быть федеральным вузом и потеряет финансирование, нет. Напротив, есть время для того, чтобы выстроить эффективную структуру, наладить взаимодействие и превратить наш педагогический в мощный ресурсный центр регионального значения. А это уже – веские конкурентные преимущества. Только начинать это делать нужно уже сейчас.





 
Антонов Константин Александрович
Руководитель Новосибирского филиала Фонда развития гражданского общества, доктор социологических наук