13:58
Не все, что выгодно Филевой и авиакомпании «Сибирь», полезно России и россиянам

БЛОГИ на Сибкрай.ru

Это перефраз известной американской поговорки про Форда. Действительно, если развивается национальный бизнес, значит, растет и крепнет государство. Это во всем мире. В России часто все наоборот – бизнес развивается за счет государства и его граждан. Яркий пример тому – авиакомпания «Сибирь». Вообще, эта летательная контора одна из наиболее закрытых бизнес-структур в стране. Понятно – семейный бизнес, и любая попытка взглянуть на компанию изнутри похожа проникновение в супружескую спальню.
На прошлой неделе федеральные антимонопольщики такую попытку совершили. Робкую, как и большинство действий этой уважаемой структуры, которые она предпринимает в отношении акул капитализма. Сколько ищет сговор на рынках и все найти никак не может: бензин дорожает, когда цена не нефть упала в два раза, гречка вообще с ума сошла… Но на этот раз они доказали, что S7 завысила цены на билеты по маршруту «Новосибирск-Владивосток». Сделали это не по собственной инициативе, а по заявлению гражданина, что не может не радовать – граждане просыпаются.
Оказалось, что тарифы были завышены не на рубль, не на два – на 30 процентов! То есть, сверх прибыли, которая априори заложена в тарифе, еще 30 процентов спекуляции. Такого сейчас даже на рынке среди торговок не увидишь. А тут – третий в стране перевозчик.
Какое наказание понесла S7? – Штраф в размере 1 процента от годового оборота на этом направлении – 900 тысяч рублей. Это карманные расходы госпожи Филевой. Получается, что ограбив пассажиров на десятки миллионов, S7 расплатилась за свои злодейства 900 тысячами. Хороша сделка! Грабьте дальше, господа Филевы!
Кроме того, это уже не первый случай, когда S7 ловят за руку. Раньше их «наказывали» за подобные делишки на читинском направлении. Вероятно, исход был тот же. Повышение цен авиакомпанией «Сибирь» было зафиксировано также летом 2009 года. Тогда федеральный ФАС установил, что авиаперевозчик на летнее время повысил тариф на рейсе Москва-Хабаровск с 5 тысяч до 47 тысяч рублей.
Очень странная гуманность государства к компании, которая не только обирает граждан, но и напрямую вредит экономике страны. В чем этот вред?
Во-первых, высокие тарифы – это вклад в инфляционную копилку.
Во-вторых, сейчас выросло цело поколение на Дальнем Востоке и в Калининграде, которое никогда не бывало в столице своей страны, зато хорошо знает окрестности – Польшу, Корею, Китай, Японию. Поскольку более 60% территории России – это малодоступные регионы, где авиация является единственным видом транспорта. Так, в России исключительно по воздуху сообщаются с внешним миром 28 тысяч населенных пунктов, в которых живет около 15 млн человек.
В-третьих, спекулятивная политика S7 наносит прямой удар по развитию экономики Сибири и Дальнего Востока, снижая мобильность трудовых ресурсов, научных и технологических обменов.
Наплевательское отношение S7 к своей стране к ее гражданам известно и по случаям, которые вызвали в свое время возмущение общественности. Последний такой – отказ в полете инвалиду Павлу Обиуху. Тогда прокуратура грозилась примерно наказать авиаторов. Как она постоянно грозится найти и наказать террористов. Дело кончилось тем, что суд взыскал с компании 25 тысяч рублей компенсации за моральный ущерб.
Когда выстраиваешь логический ряд, то и другие факты приобретают совершенно определенную интерпретацию. Летом прошлого года российские власти не пустили болгарского перевозчика на направление Новосибирск-Бургас (Варна). На этом направлении с дикими ценами действует та же любимая российскими авиационными властями S7. А болгары заходили на рынок с куда более приемлемым для граждан ценником. Вот оно и окно в Европу. Вот и дальнейшее развитие Толмачёво как аэропорта мирового уровня!
Нельзя сказать, что при этом жизнь сладкой парочки Филевых так уж безоблачна. Вот как оценивало бизнес Филевых одно из авторитетных деловых изданий: «Парадоксально, но факт: у второго по величине авиаперевозчика державы, фактически, нет ни одного своего самолета. Все аэробусы взяты напрокат, по схеме лизинга, под суровые даже по нашему времени проценты. А потому, в колоссальных операционных расходах авиакомпании «S7», перекрывая задолженность по налогам, затраты на топливо, на услуги аэронавигации, ремонт самолетов и заработную плату летного состава, технического и обслуживающего персоналов, львиную долю занимают выплаты истинным владельцам «бортов». Понятно, что устойчивостью такая схема отличатся не может. Неизбежные колебания уровня выручки, непредвиденные ситуации и переменчивость рынка требовали непрерывной подпитки финансовой системы компании все новыми и новыми займами. «Сибирь» стала завсегдатаем кредитных отделов множества кредитных учреждений, особо выделяя Сбербанка. Пирамида ширилась и росла, практически не встречая сопротивления контролирующих органов. Потом грянул мировой финансовый кризис.
Откат российской экономики сказался на положении «S7» весьма печальным, хотя и предсказуемым образом. На очередную просьбу о кредите банки, завязшие в кризисе ликвидности, ответили дружным отказом. Подвел даже могущественный Сбербанк, до последнего момента весьма симпатизировавший семейному бизнесу четы Филевых. В результате, к началу октября авиакомпания попала в патовую ситуацию. Эффективно снизить расходы не позволяла огромная маршрутная линейка и впечатляющий парк самолетов. Множатся выплаты, пени и штрафы по договорам лизинга. Текущую выручку пожирали долги поставщикам топлива, накопленные в период весеннего взлета цен на энергоносители. Дошло до того, что у авиакомпании начались серьезные проблемы с заправкой фирменных зеленых аэробусов. Первым терпение лопнуло у торгового дома «Топливное обеспечение аэропортов», руководство которого подало иск к «S7» о взыскании 65 миллионов рублей за предоставленное летом 2008 года авиатопливо, специально отметив, что «…авиакомпания получила серьезную финансовую помощь государства, но расплачиваться с кредиторами не хочет». Другие поставщики топлива в суд пока не идут, но заправлять самолеты «S7» в кредит категорически отказываются. Такое в авиации бывает только в том случае, если авиакомпания - неплательщик находится за гранью банкротства.
Беда в том, что Владислав Филев и его супруга и намереваются и дальше строить «пирамиду» семейного бизнеса. А потому, раз за разом торпедирует переговоры, оттягивая тем самым неизбежный конец.
Поводов для этого и в самом деле более чем достаточно. Прежде всего, трудно определить ее настоящую цену проблемной авиакомпании. Есть два пути оценки: исходя из документов бухгалтерской отчетности и по результатам аудиторской проверки. В первом случае, судя по катастрофическому соотношению активов к долгам «S7», бизнес четы Филевых имеет отрицательную цену».
Почему бизнес в России неправеден и неэффективен? Может быть, эта история прольет свет? Хамовнический суд Москвы рассматривал одно интересное исковое заявление. В иске речь идет о признании права общей долевой собственности. ТСЖ, подавшее иск, располагается в жилом доме класса люкс «золотой мили» Москвы. В семиэтажном особняке всего 22 квартиры. Из окон — виды на храм Христа Спасителя. Как говорится на сайте компании «Арбат 210», занимающейся недвижимостью, при отделке холлов и мест общего пользования дома применялись натуральный камень и дерево ценных пород. Люстры — чистый хрусталь. Компания «МИАН» закончила строительство дома, обошедшееся в $16,6 млн, в 2004 г. В качестве третьих лиц по иску ТСЖ «Переулок Обыденский» указаны как раз 22 человека — по числу квартир в доме. Среди них — совладелица авиакомпании S7 Наталья Филева; бывшая вице-президент «Славнефти» по экономике и финансам, работающая сейчас в одной из структур «Русала» Алла Барановская; вице-президент Российского союза боевых искусств Рамиль Габбасов; председатель совета директоров Банка развития русской сети интернет Бэлла Захарян, а также депутат Госдумы от «Единой России», зампред комитета по природным ресурсам Александр Фокин.
Хрустальные люстры, дерево ценных пород, натуральный камень на полу клозета… Это же каких денег стоит! А мы тут мелочимся, лишнюю тысченку на билет жалеем…
Лично мне безразлично, кому принадлежит бизнес и в каких хоромах живут его владельцы. Но не должно быть так, когда российские капиталисты относятся к своей стране, как к колонии, а к ее гражданам - как к источнику доходов и не более того. При этом, чтобы обеспечить себе сверхприбыль, эта компрадорская буржуазия устанавливает в стране такие правила игры (подкуп чиновников, сговоры, рейдерство и так далее), по которым жить вынуждены все мы, лишая страну развития и будущего.

 
Антонов Константин Александрович
Руководитель Новосибирского филиала Фонда развития гражданского общества, доктор социологических наук