13:58
Трагедия в Домодедово – бардак в стране

БЛОГИ на Сибкрай.ru

Российский обыватель опять в шоке. Казалось бы, ему давно пора привыкнуть к том, что в стране постоянно что-то взрывается, гибнут люди… Но к такому привыкнуть невозможно. Даже в нашей стране. После каждого такого теракта власть бушует, хмурит брови, машет кулаками, мол-де, ударим законом по терроризму, наведем порядок. Недели две после этого милиция будет шерстить азиатов и кавказцев (между прочим, граждан Российской Федерации), а потом все опять сойдет на нет.
Самое время обывателю направить указательный палец в направлении известных всем политических медиа-персон. Он это и делает – уже в первых комментариях в блогах посыпались требования отставки министра внутренних дел. А ведь могут и отправить Нургалиева в отставку. У нас же как принято – виноват стрелочник. Но, если следовать этой логике, то всю страну нужно отправлять в отставку, потому что бардак всеобщий.
Итак, Домодедово. Те, кто летал из Толмачёво, хорошо знают, из аэровокзала даже покурить на свежий воздух выйти не так просто. При возвращении нужно обязательно пройти через рамку. После громких терактов во всех аэропортах ввели такие драконовские меры. Но только не в Домодедово. Почему? Есть простое объяснение, российское – менеджменту Домодедово, в силу определенных причин, прощается все. Простилось, например, декабрьская тьма, когда в аэропорту почти сутки не было электричества. В голове не укладывается, как и какая госкомиссия могла разрешить эксплуатировать аэропорт-гигант, не обеспеченный резервным электропитанием! Как менеджменту могла прийти в голову мысль, запустить все это хозяйство в дело, не позаботившись об элементарных мерах безопасности!
А ведь каждый свободный кусочек площади сдан в аренду – тут мысль сработала. На лентах приводят вообще чудовищные факты. Вот один из них. «В отличие от входа в зал вылета, где работали металлоискатели и постоянно дежурят сотрудники службы безопасности, установленную на входе в зону прилета арку металлоискателя можно было «обойти» и рядом просто не было охранников, которые этому могли бы воспрепятствовать». По сообщению другого агентства, накануне в аэропорту были проведены сокращения – уволены до 45% работников службы безопасности.
Из слов специалистов ясно, террористы тщательно готовились к акции – много раз приезжали сюда, просчитывали, миновали контроль безопасности…
Как-то спросил охранника в Домодедово, отчего у вас нет рамок на входе. Он посмотрел на меня, как на неисправимого провинциала и молвил: «Вы что, тогда аэропорт встанет!». Понятно, введи такую систему в самом крупном российском хабе, очередь выстроится за километр, количество рейсов сократится, прибыль тоже. Впрочем, когда речь идет о безопасности и жизни людей, разве это аргумент? В России – да.
Есть ли решения? Одно из них, как ни странно, предложил новосибирский губернатор Юрченко (он в этом солидарен со своими коллегами из соседних областей) на Транспортном форуме. Идея проста. Сегодня, чтобы попасть, например, из Барнаула в Кызыл, нужно делать пересадку в Москве, в этом искусственно созданном транспортном центре. Вот и летит народ туда, создавая нагрузки на московские дороги и на всю инфраструктуру. Ведь здравая мысль – децентрализовать перевозки за счет создания нескольких транспортных узлов в России, в том числе, в Новосибирске, Екатеринбурге… Но, видимо, это кому-то невыгодно. А может быть, все проще – безразлично правящей московской элите. Это ее логика. Нефть добывается в Сибири, а конторы в Москве. Рыба ловится на Дальнем Востоке, а конторы все в Москве. Стоит ли продолжать… Сколько бесполезных, холостых рейсов совершают люди ежедневно по стране!
Вспомнил рассуждения одного экономиста-романтика. Он говорил, знаешь, с коррупцией бороться очень просто: комитет по рыбе надо прописать во Владивостоке, Министерство топлива и энергетики – в Тюмени, комитет по лесному хозяйству – в Красноярске… Чиновники-карьеристы сразу откажутся от работы, потому как никто не захочет менять московские квартиры. И потом, им будет очень трудно договориться между собой пилить бюджет. В Москве они как делают, звонит один другому и говорит – ты давай, продави статью в бюджет и таможенную льготу, а я тебе отпилю. А тут через дорогу не перебежишь. А звонить – так можно и на прослушку нарваться, спецслужбы засекут…
Кстати, о спецслужбах. Говорят, был сигнал о готовящемся теракте. Но искали в Зеленограде, а все случилось в другом конце города. Бывает. С нашими спецслужбами и не такое бывает. Взять хотя бы, «американских шпионов». За такой прокол лет 30 назад чекисты прямо на Лубянке устроили бы массовое харакири. Но сейчас – нет. Если такие, как Анна Чапман, являются бойцами невидимого фронта и обеспечивают интересы государства, то очень стыдно за такое государство и боязно в нем жить. Если десяток мордоворотов в погонах и с приличным окладом полтора года борются с опасным террористом по фамилии Лоскутов, в это время в Домодедово без всяких препятствий разгуливают террористы, то возникает вопрос: зачем я, налогоплательщик, содержу этих дуболомов в погонах, которые могут только переваривать свою зарплату и создавать излишнюю нагрузку на канализационную систему в моем городе, за функционирование которой я тоже плачу налоги! Ведь пока длилась эта клоунада с Лоскутовым над ними издевались их же коллеги: совсем, мол, профессионализм потеряли, 11 граммов грамотно подкинуть не могут!
Но бог с ними, с клоунами в погонах! Людей жалко в Домодедово. Искренне. Страшно перед осознанием собственной беззащитности и беспомощности, потому что совершенно ясно то, как будут развиваться события. Будут жесткие заявления; отлично заработают таксисты, пишут, что из Домодедово меньше чем за 20 тысяч они уже не возят; власти будут повторять модные мантры о модернизации и инновациях, гаишники и бесчестные чиновники брать взятки, а мы им будем их давать; будем ударно строить дороги (лет на 200 этого заделья хватит), Ходорковский - сидеть в тюрьме, а Абрамович - топить жир на самой большой в мире яхте… Словом, что же вы хотите , это же – Россия!
Специально воздерживаюсь от наукообразия и социологической генерализации. Пишу как обыватель. Слишком скучно - анализировать систему в социологических категориях, да и повод не тот. Не хочется.

 
Антонов Константин Александрович
Руководитель Новосибирского филиала Фонда развития гражданского общества, доктор социологических наук