13:58
Виновен в неправославии, или чему искренне удивляется патриарх Гундяев?

БЛОГИ на Сибкрай.ru

Тот, кто ругает христианство и, в частности, православие, является человеком ума недалекого, невежественным и глупым. Никакими известными науке инструментами невозможно измерить величайшую роль христианства и, конечно же, православия, в развитии европейской цивилизации, становлении норм, ценностей, культуры, духовности, в конце концов. Это – аксиоматика и нет нужды доказывать очевидное.
Однако верно и другое – разгоревшийся спор вокруг церковного проклятия Pussy Riot, нанопыли и часов Владимира Михайловича Гундяева, занимающего пост Патриарха Всея Руси, ничего общего не имеет с покушением на христианские заповеди и веру.

Вера и церковь - не тождественные понятия
В публичном споре часто отождествляются два понятия: вера – как внутренне, субъективное непреложное убеждение, элемент ценностного сознания и церковь – как социальный институт.
Если первое имеет для каждого сакральный, совершенно интимный смысл, не подлежащий поруганию и публичному осуждению, то второе подлежит рефлексии, и может быть предметом всеобщего обсуждения. Потому что вера есть производное человеческого сознания, а церковь – творение рук человеческих, прежде всего, коммуникаций и институциональных взаимодействий.
Руководители церкви – смертные люди, стало быть, подверженные человеческим же страстям (необязательно – порокам). Церковь – иерархическая организация с железной бюрократической дисциплиной и, по универсальным правилам формальной организации, ее члены действуют по предписанию начальства, строго выполняя каноны и нормы. Как и всякой бюрократии церкви свойственны отчужденность членов организации от остальных людей, кастовая исключительность. Клир убежден, что он обладает неким недоступным мирянам знанием и правом на истину, а потому мир должен признать его исключительное положение в обществе. Любая рефлексия по этому поводу воспринимается как покушение на основы православия (хотя речь идет о конкретном поведении конкретных людей, пусть и облаченных в рясу), а значит и на основы государственности.
Как в любой вертикальной иерархии, структура церкви похожа на пирамиду, где в основании находится большинство, а в самой узкой ее части, на вершине, – меньшинство, которое устанавливает правила, обязательные для исполнения всеми.
Если в светской бюрократической структуре произволу меньшинства существуют ограничения – законы, система институтов, следящие за соблюдением бюрократами законов, выборы, то в церкви, как в закрытой сугубо кастовой организации, эти формы контроля отсутствуют. Вместо них существуют договорные отношения между равными по статусу, и клиентские - между высшими и низшими представителями организации (хиротония и хиротесия). Причем железная дисциплина основана на жесткой системе наказаний за ослушание, вплоть до отлучения от организации.

Все люди смертны
Если мы примем такое разделение, то сразу же разрешим возникший конфликт, который спровоцировал В.М.Гундяев. Именно он, а не Госдеп или «кто-то» и «кое-кто», «кому» выгодно дискредитировать православие, является генератором конфликта. Причиной этому стала его публичная поддержка В.В.Путина на выборах. На самом деле, ничего предосудительного здесь нет. В.М.Гундяев является гражданином РФ, избирателем, и он вправе высказывать свое мнение и участвовать в голосовании. Но, занимая должность Патриарха, гражданин Гундяев должен был понимать, что выступает не как частное лицо, а как руководитель крупной организации. Его действия являются публичной офертой, со всеми последствиями. Следовательно, он должен был быть готов к возможной негативной реакции со стороны оппонентов, которая была бы направлена и на организацию, возглавляемую им.
Этой реакции, возможно, и не последовало, если бы его организация не оказалась втянутой в конфликт, спровоцированный известными девицами. Критически настроенная публика вдруг поставила под сомнение непререкаемость авторитета, а история с нанопылью на книжке Даниеля Дефо в квартире Гундяева еще более опростила его образ. Публика, следуя Николаю Васильевичу Гоголю, вдруг воскликнула: А что это за должность такая – покойник, что о нем нельзя говорить плохо? Тут-то и оказалось, что святейшая митра надета на голову обычного смертного человека, такого же, как и все остальные. Да и митра, омофор, саккос – всего лишь вещи, сделанные из ткани, которым людьми присвоено некое символическое значение. Точно так и часы Breguet являются всего лишь механизмом, правда, указывающим на высокий материальный и социальный статус их владельца.

Патриархи: такие одинаковые и такие разные
Кстати, либеральная публика напрасно обвиняет В.М.Гундяева в стяжательстве. В истории РПЦ было немало предстоятелей, которые отличились на ниве накопительства материальных благ. После того, как преставился патриарх Иосиф, в его покоях, в сундучках и в шкатулках, были обнаружены несметные богатства, которые тот собирал, желая купить свое собственное поместье. Патриарха Иосифа никому в голову не пришло обвинять в чем-то недостойном: быть богатым, владеть землей, крестьянами и коровами, стремиться к приумножению личного и церковного богатства никогда не только не считалось грехом, но и признавалось каноном. Хотя однажды часть церковных романтиков попыталась возмутиться стремлением архиереев к роскоши. Не буду рассказывать о споре между нестяжателями и иосифлянами. Скажу только, что нестяжателей объявили еретиками и жестко с ними расправились. А выступали они против стяжания церковью земли и другого имущества. В.М. Гундяев искренне недоумевает, почему дорогие часы и квартира, равная по стоимости новому детскому садику, вызывают такой гнев в обществе?
Точно также нет ничего предосудительного в том, что В.М.Гундяев и его коллеги по работе потребовали жестко наказать участниц панк-молебна. Во всяком случае, это не расходится с церковной традицией. Один из его предшественников – патриарх Иоаким - самолично приказал сжечь поэта Квирина Кульмана на Красной площади всего лишь за то, что тот написал богохульные стишки. Да и вообще, сожжение еретиков на костре, варение в кипятке, удушение и утопление не только не порицались, но и считались доблестью. Согласитесь, что семь лет тюрьмы для еретичек-хулиганок просто верх великодушия, по сравнению со сварением в смоле, например.
Что касается поддержки В.М.Гундяевым Путина, то и тут осудивший Владимира Михайловича мир неправ, тому подтверждение - список предстоятелей РПЦ времен московских. Красным выделены фамилии тех предстоятелей, которые почили, находясь при этом, что называется на рабочем месте, при должности, при квартирах и часах. Остальных тогдашние российские государи голодом уморили, удушили или сгноили в тесных кельях заштатных монастырей. Так что, предстоятели РПЦ навсегда усвоили простую житейскую истину – ругаться с властями себе дороже.

Патриарх – опасная профессия
В указанном списке 28 фамилий митрополитов и патриархов – руководителей Русской Православной церкви. Только 12 из них покинули свой пост в силу естественных причин. Остальные стали жертвами политических интриг. Однако, абсолютно все они были активными политическими акторами. Проигрывая политическую партию, они лишались должности, а иногда – жизни.
Церковь всегда стремилась подчинить светскую власть церковной. Кому-то, как Филарету и Никону, это удавалось, кто-то расплачивался за это опалой. Были и такие, как преподобный Иов, который принял мученическую смерть от польских оккупантов. Кто-то, как Игнатий, наоборот, потакал врагам Отечества. Да всякие были патриархи, они же живые люди, в конце концов.
Надо сказать, что светские власти такое вмешательство церкви терпели до поры до времени, пока Петр Первый не отменил патриарший престол и не ввел светский контроль за деятельностью РПЦ, уравняв церковь с другими приказами и департаментами. И сразу же скандалы и непонимание прекратились: церковь, как и железнодорожная станция, стала строго выполнять свои функции, соблюдая расписание и заботясь о качестве предоставляемых услуг. Церковь, как социальный институт, была уравнена в статусе с другими институтами, за счет чего был достигнут баланс интересов и ресурсов.
В СССР за архиереями тоже присматривали и контролировали их. Бывало, назначали на должности, утверждали в сане, давали партийные поручения. Правда, палку в те времена перегнули. Но зато архиереи не мздоимствовали, вели себя порядочно, соблюдали принципы церковного централизма, не гнобили нижестоящий клир, не присваивали себе прибавочную стоимость, не брали взятки за постановление на должности, не покупали квартиры в центре Москвы. Говорят, порядок при таком присмотре был. Хотя случались бытовые казусы, ведь все мы грешны, но такого, чтобы малых дев и мальцов портили, чтобы жаждой наживы были обуреваемы, судились из-за жилища, или того хуже – наночастицы искали, такого точно не было. Потому среди того поколения духовных наставников много оказалось тех, кто понимал необходимость взыскати премудрости, и к премудрости стремился, в отличие от нынешних – выпускников пединститутов и армейский уклонистов.
Сейчас порядок нарушился, а церковь, как социальный институт, тесно и плотно взаимодействующий с другими институтами, не может не копировать их структурных моделей. Вряд ли священники выйдут на Болотную площадь, да этого и не нужно. У них есть свои пределы, и очень важная миссия. Главное – смирить гордыню и заняться пастырским служением, а не политическим интриганством, оставить всякую мысль о своей исключительной роли в государственном управлении.

СПИСОК ПРЕДСТОЯТЕЛЕЙ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ МОСКОВСКОЙ РУСИ

1. Митрополит Феодосий (1461-1464) – оставил кафедру из-за «межэлитного» конфликта. По словам летописца: «многыя бо церкви без попов, и начата его проклинати; он же слышав се разболеся того ради, и здрав бысть и сниде в келию к Михайлову Чюду в манастырь».
2. Митрополит Филипп (1464-1473)
3. Митрополит Геронтий (1473-1489)

4. Митрополит Зосима (1490-1494) – оставил митрополию, потому что «непомерно держался пития и не радел о церкви Божие».
5. Митрополит Симон (1495-1511) – есть версия, что оставил митрополию под давлением за покровительство Иосифу Волоцкому, активному защитнику права церкви на землевладение и противнику религиозного вольномыслия.
6. Митрополит Варлаам (1511-1521) – был смещен Василием III и заточен в монастырь.
7. Митрополит Даниил (1522-1539) – его противники – Шуйские – отправили митрополита в ссылку.
8. Митрополит Иоасаф (1539-1542) – был «первосоветником» государя, оказывая прямое влияние на государственную политику. За это был смещен Шуйскими и сослан на Белоозеро.
9. Митрополит Макарий (1542-1563) – При Иоанне IV стал первым царским советником.
10. Митрополит Афанасий (1564-1566) – оставил митрополию «за немощью великою» в мае 1566 года, но некоторые российские историки считают, что его отказ от кафедры был связан с опричниной.
11. Митрополит Герман (1566-1566) – по указу Ивана Грозного был представлен в митрополиты, но за критику опричнины был в том же году смещен с кафедры.
12. Митрополит Филипп (1566-1568) – по указу Ивана Грозного был задушен Малютой Скуратовым в тверском Отрочем монастыре.
13. Митрополит Кирилл (1568-1572) – в политику не вмешивался.
14. Митрополит Антоний (1572-1581).

15. Митрополит Дионисий (1581-1586) – был отставлен Борисом Годуновым.
16. Митрополит (первый Патриарх) Иов (1589-1605) – был арестован и изгнан с кафедры за отказ признать Лжедимитрия сыном Ивана Грозного.
17. Патриарх Игнатий (1605-1606) – после убийства Лжедимитрия был лишен сана и заточен в монастырь. В 1611 году еще раз становится патриархом, но вновь был низложен, бежал к польскому королю, где принял униатство, фактически предав православие.
18. Патриарх Гермоген (1606-1612) – умер в заточении от голода.
19. Местоблюститель патриарщего престола Ефрем (1612-1613) – венчал Михаила Романова на царство.
20. Местоблюститель патриаршего престола Иона (1613-1619) – запрещен в священнослужители и отстранен от управления епархией.
21.Патриарх Филарет (1619-1634) – отец первого русского царя Михаила Романова фактически руководил государством, носил титул великого государя.
22. Патриарх Иоасаф I (1634-1640).
23. Патриарх Иосиф (1642-1652) – после смерти патриарха Иосифа осталась большая сумма наличных денег, которые он собирал, желая купить себе земельное владение.

24. Патриарх Никон (1652-1666) – был лишен патриаршего достоинства и епископского сана, сослан в монастырь.
25. Патриарх Иоасаф II (1667-1672).
26. Патриарх Питирим (1672-1673).
27. Патриарх Иоаким (1674-1690) – повелел выслать из Москвы иезуитов, сжечь на Красной площади поэта Квирина Кульмана, казнить многих еретиков, задумавших единоумие с западным костелом.

28. Патриарх Адриан (1690-1700) – изгнан Петром Первым, который ликвидировал институт патриаршества.

 
Антонов Константин Александрович
Руководитель Новосибирского филиала Фонда развития гражданского общества, доктор социологических наук