13:58
В очередной раз проболтаем Россию?

БЛОГИ на Сибкрай.ru

На границе, как известно, тучи ходят хмуро. Еще не улеглись страсти вокруг отстранения российской олимпийской сборной, как заговорили о новых санкциях США против Российской Федерации. Надо полагать, что хмурый климат – это надолго. Что в этой ситуации делать той самой Российской Федерации? Один только выход – мобилизовать ресурсы, сконцентрировать усилия, включить мозги, закатать рукава, открыть шлюзы для бурного потока общественной инициативы… Иными словами, надо делать что-то такое, от чего в стране будет быстрый результат: эффективная экономика, консолидация усилий, согласие.

Но, в далеком от границ Новосибирске хмурое небо над рубежами родины – не повод для тревоги, здесь вечный праздник, с кумачом и фанфарами. На пятницу анонсировано большое мероприятие – круглый стол на тему «О ходе формирования системы открытости деятельности органов власти на территории Новосибирской области на современном этапе». Прочитав только название круглого стола можно предположить, что его придумали выпускники-отличники института марксизма-ленинизма: «формирование системы открытости», «на современном этапе»… Как звучит!

Впрочем, можно не придираться к символическим формам, если за ними скрывается какой-то смысл и практический результат. Разговор на тему «формирования системы открытости», бесспорно, важен, если это самое «формирование» или «система открытости» будут подвергнуты анализу, обсуждению, в результате которого общественность и власть договорятся о том, как совместно «обсустраивать Россию». Но, нет же, повестка предстоящего мероприятия исполнена в самых лучших традициях времен позднего застоя.

Жанры предстоящего мероприятия не блещут разнообразием – приветственное слово Галины Гридневой, председателя (на самом деле Галина Борисовна – сопредседатель) Общественной палаты НСО. Приветственное слово, с которыми выступят полпред Сергей Меняйло, Михаил Абызов – министр правительства РФ, Андрей Травников – врио губернатора. После этого на сцене опять появится Галина Гриднева, которая будет говорить о роли субъектов общественного контроля и экспертного сообщества, выступят еще министр финансов, начальник контрольного управления и руководитель департамента информатизации. Завершит заседание выступление той же самой Галины Гридневой, которая, согласно повестке, «подведет итоги». Остается вопрос: Какие итоги? Итоги чего? Этого пира во время чумы, в который Гриднева и К втягивают, словно китайских болванчиков, уважаемых людей? Зачем весь этот бред? Кого и в чем хотят убедить штатные общественники? Кому хотят пустить пыль в глаза? Зачем вообще нужна эта вакханалия, дискредитирующая власть, общественную инициативу.

Спору нет, разговор о «формировании системы открытости» сегодня дело наиважнейшее: изменилась социальная структура общества, современные средства и практики коммуникации формируют принципиально новую модель общественного поведения, назрела проблема эффективности системы управления, невозможно достигнуть каких-либо положительных изменений без реализации современных механизмов и форм гражданского участия в управлении государством… Могу перечислять еще десятки актуальнейших проблем, которые требуют обсуждения и принятия решений. Но, нам в очередной раз, предлагают действо в стиле «дорогого Леонида Ильича»…

О каких достижениях будет говорить предводитель Общественной палаты Гриднева? Где была она со своей Общественной палатой во время разрушительного противостояния общества и власти в истории с повышением коммунальных тарифов? Где был голос этой самой общественности, которую представляет Гриднева, когда команда Городецкого пыталась впарить новосибирцам мост за 100 миллиардов? Почему Гриднева, и курирующее ее министерство региональной политики, не думали о формировании «системы открытости», когда те самые «органы власти» проталкивали преступную, коррупционную, поражающую своей неэффективностью мусорную концессию?

Это первый вопрос, который нужно обсудить в пятницу – почему отсутствуют механизмы общественного обсуждения и контроля, гражданского участия в управленческом процессе. Почему возможна такая ситуация, когда несколько высокопоставленных чиновников, отнюдь не самой высокой квалификации, присвоили себе право говорить и принимать важнейшие решения от имени и за население всей Новосибирской области!

Второй вопрос, который нужно обсудить – о взаимодействии и ответственности перед обществом органов государственной и муниципальной власти. Об их «открытости» говорить вообще не приходится. Недавно Сибкрай.ru опубликовал анализ ответов чиновников мэрии, которые не собираются ни перед кем отчитываться, нарушая закон и фундаментальные принципы организации местного самоуправления, занимаются произволом и созданием комфортных для себя лично условий работы. Обсудить бы качество, стоимость и объем предоставляемых гражданам муниципальных услуг на фоне безумных трат Новосибирска на содержание управленческого аппарата. Поговорить бы о пешеходной улице Ленина, долгах за аренду земли, о механизмах принятия решений в муниципалитете, вызывающих гнев и раздражение населения.

Поговорить бы о деятельности министерства региональноой политики, которое после министерства экономики, является самым слабым звеном в сегодняшней управленческой структуре области. Продолжаются посадки и возбуждения уголовных дел против глав местного самоуправления, которых минрегион еще год назад буквально впихивал в начальственные кресла, убеждая местных депутатов поддержать этих «эффективных» управленцев. О позиции и роли минрегиона в минувших скандалах, связанных с тарифами и концессиями, когда министр и его подчиненные продемонстрировали полнейшую профнепригодность. Предстоящий «круглый стол» - дополнительное свидетельство тому: похоже, минрегион вообще слабо себе представляет, чем он должен заниматься. Хотя, в том числе, и министру Яковлеву президент Путин в сентябре 2017 года, выступая на форуме «Сообщество» адресовал лично: «Граждане должны иметь широкие возможности для того, чтобы контролировать работу органов власти, влиять на повышение ее качества, эффективности этой работы; через различные механизмы, включая территориальное общественное самоуправление, добиваться учета своих интересов».

Четвертый вопрос, который срочно необходимо поднимать – формирование экспертного сообщества и эффективного общественного контроля. Пару лет назад на площадке ОНФ обсуждался механизм формирования общественных советов при органах государственной власти, на котором присутствовал и министр Игорь Яковлев. У меня сложилось впечатление, что эта тема для него настолько чужая, насколько близки разговоры о танковых дифференциалах. А ведь поговорить было о чем, например, 90% членов общественного совета бывшего минтруда – руководители подведомственных учреждений. Общественный совет департамента имущественных и земельных отношений, возглавляемого ловким молодым человеком Романом Шилохвостовым, полностью состоит из доверенных ему людей. Там, например, значится дама, которая по коммерческому договору, выдавала весьма полезные для департамента заключения оценки стоимости государственного имущества.

Какой толк от этих общественных советов? Для чего они созданы? Для самообмана? Для создания удобства руководителям органов власти? Почему молчит общественный совет минздрава, когда его руководитель – министр Иванинский нагло врет и публично подставляет врио губернатора, заявляя, что нет проблем с обеспечением льготными лекарствами. А между тем льготники грозятся собрать митинг протеста. Где были общественные советы минстроя и министерства ЖКХ, когда готовились «аферы века» - эти злополучные концессии?

Министр Яковлев тогда на критику обиделся, а может быть, и не понял, о чем речь, поскольку, через год из итак полудохлой Общественной палаты он изгнал тех нескольких общественников, имевших свое мнение, отличное от его, заменив их местными олигархами.

Минрегион никак не вмешался в череду скандалов ОНФ с некоторыми органами государственной и муниципальной власти, «обидевшихся» на принципиальную позицию фронтовиков. Вот где нужно было сразу задуматься о «формировании системы открытости», поскольку что-то с этой «открытостью» пошло не так, раз органы власти принялись клеймить и шельмовать общественников из ОНФ. Но, минрегион, который «по должности», призван этим заниматься, почему-то промолчал. Может быть, потому, что, как сказал В.В.Путин на том самом форуме, «не всегда чиновники готовы к диалогу, однако именно настойчивость и бдительность граждан могут сломать эту «бюрократическую закостенелость». А может быть, и потому, что лично министру Яковлеву, случайно оказавшемуся в кресле руководителя этого министерства, все же, танковый прицел понятней, чем общественно-политические процессы? В стальной танковой башне ведь безопаснее, чем в гуще разгоряченной толпы.

Есть масса наболевших, злободневных проблем, касающихся взаимодействия власти и общества, эффективности управленческой системы, ее соответствия современным реалиям (о «современном этапе» могут говорить только Маркс и Гриднева), которые срочно нужно обсуждать и принимать решения, вырабатывать конкретные управленческие механизмы, нарабатывать управленческую практику. Но нет же – «приветственные слова» и поздравления. Еще, правда, кино покажут «О проекте Открытое правительство». Зачем? Самим-то не смешно? Не стыдно заниматься ерундой и показухой? Зачем все эти форумы - бессмысленные и беспощадные? Делом надо заниматься! Реальным, достигать результата, обустраивать общественно-политическое пространство, в котором уже в ближайшее время бал править начнет поколение тех россиян, для которых подобная деятельность Гридневой и Яковлева сродни добыванию огня из камня.

Впрочем, я все равно пойду на это мероприятие и прошу Галину Борисовну Гридневу считать эти заметки официальной просьбой предоставить слово для выступления. Посмотрим, какова степень открытости новосибирской власти и прилипшей к ней «общественности».

 
Константин Антонов
руководитель Новосибирского филиала Фонда развития гражданского общества, доктор социологических наук