13:58
Одержимые дьяволом

БЛОГИ на Сибкрай.ru

Сразу в первых строках признаюсь, что питаю к Якову Николаевичу Самохину самые добрые чувства. Это - один из образованнейших, эрудированных людей, с кем мне когда-нибудь приходилось общаться. Яков – успешный медиаменджер, обладающий системным мышлением, приводящим в каких-то случаях к парадоксальным, неожиданным выводам. Потрясающий собеседник и просто хороший человек.
Второй герой моего поста – Дьявол. Персонаж всем хорошо знакомый, который обладает не меньшей эрудицией, а об образовании и говорить не приходится. К нему эта характеристика вообще вряд ли применима. Он сам – есть Знание. В успешности его как менеджера тоже сомневаться не приходится: каждую минуту эта Трансцендентность вторгается в наше Сознание, успешно там все путает, и также приводит к парадоксам. Он многолик. То агнцем прикинется, то лихо вскочит на броневик и увлечет массы очередным революционным порывом, то примет облик благочестивой девы и все искушает, искушает. Сбивает с пути истинного. Хочет заграбастать в свои лапы безгрешную душу. Св.Антонию, бывшему богачу, дьявол бросает под ноги слиток серебра, чтобы напомнить о покинутых богатствах. Изголодавшемуся св.Иллариону он подставляет вкусные кушанья. Св.Пелагею, бывшую антиохийскую актрису и куртизанку, когда она заключилась в келью на Масличной горе, дьявол дразнил любимыми ею прежде драгоценностями: перстнями, ожерельями, запястьями…
Яков, как я уже сказал, человек образованный, его перстнями и кушаньями с пути истинного не свернешь. Но и дьявол – не промах. Он долго не думал и принял облик трансцендентной субстанции под названием Рынок, чтобы смутить и искусить Якова Николаевича. И ему это пока удается.
Рыночное мышление, рыночные законы, рыночные условия… Каких только вариаций для наивных и умных людей не сотворил дьявол ради только одного – обладания безгрешной душой! Дабы спасти чистую душу уважаемого мной человека я и занимаюсь сейчас экзорцизмом, а по пути, пытаюсь еще спасти посеянные когда-то зерна. Потому что кто-то когда-то посеял в поле пшеницу, а другой «кто-то» разбросал тут же зерна сорняков. Когда поле зазеленело, рабы сказали, что вместе с пшеницей взошли и плевелы — сорняки, и предложили выдернуть их. Хозяин решил иначе: «Но он сказал: нет, чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы; оставьте вместе расти то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою».
Чтобы зерна пшеницы попали в житницу, а плевелы отправились на переработку в биотопливо, затеваю я этот спич без всякой надежды на то, что меня поймут. Потому что дьявол в «рыночном» обличье попутал ум и смутил душу не одному уважаемому человеку (министр финансов Кудрин, придумавший увеличить социальный налог – тому пример).
Яков Самохин дал комментарий местным новостям по поводу безвременной кончины старейшего сибирского издания «Вечернего Новосибирска». По его словам выходило, что газета нарушала рыночные законы, сбивала с толку рекламодателей, потому что демпинговала, и вообще, получая редкие и жалкие подачки от власти, нарушала святые рыночные принципы. СМИ, по Якову Николаевичу, должны быть исключительно рыночным предприятием и, как в экстазе, сладострастно сводить дебет с кредитом, как "Газпром" или казино.
«Вечерка» на протяжении последних лет как та
…заблудшая душа
Ходила по миру с сумою,
Просила ржавого гроша,
Не споря с ведьмою-судьбою.
Может быть, в этой ситуации и прав Яков Николаевич, ведь предприятие, выпускавшее газету «Вечерний Новосибирск» оказалось несостоятельным. Его владельцы все никак не могли определиться: то ли сохранять под своим крылом, то ли продать на сторону, благо, покупатели были всегда. В итоге, предприятие, выпускавшее "Вечерку", - банкрот. И здесь он все 100 прав!
Но, слова Якова Николаевича все-таки меня опечалили. Он ведь является нашим предводителем – председателем региональной организации союза журналистов. И не к лицу предводителю желать худого своей пастве. Не по-христиански это! Видать, взыграл в эту минуту в нем конкурент-медиамендежер, изданию которого такие вот «вечерки» мешают зарабатывать. Рынок, по его мнению, должен все рассудить…
На днях услышал разговор нескольких людей в возрасте, но, судя по всему, тридцатью льготными поездками они еще не пользуются. Рассказывали, как читали «Вечерку» еще в ТЕ времена. Бывало, пробьет на часах полдень, бегут на обед, по пути заскакивают в киоск.
- Мне «Вечерку», тринадцать экземпляров.
- Не положено, больше десяти в руки не даем.
Читали всем коллективом. К обеду «вечерка» успевала рассказать новосибирцам о том, что случилось вчера и что будет сегодня вечером. Это была ТРАДИЦИЯ. Та самая традиция, которая укоренилась в повседневности, которая отличала новосибирца от жителя Барнаула, которая формировала ту самую идентичность, которую сегодня мы даже не пытаемся сконструировать, потому что не понимаем, что это жизненно необходимо. Как тот дом, который построил Джек. Мы мыслим "рыночными" категориями: квартира, машина, зарплата, инновационная экономика... Другие - личность, отечество, справедливость... - не попадают на прилавок и в отчеты госстатистики.
А между тем, «Вечерка» - это тот самый артефакт, те самые гаргульи, без которых один известный собор был бы обычной церквушкой, под сводами любвеобильные французы могли бы с легкостью исполнять свои шансоны, хорошо зарабатывая - рынок же! Хотя, они такие же радикальные рыночники, как и Яков Николаевич, однако же, с наступлением кризиса, вспомнили Маркса и, по-ленински стали поддерживать свою экономику антирыночными средствами. Продав государственный Антенн-2, французское государство совсем не собирается прощаться с контролем над телегигантом. И ни в одной самой радикально рыночной стране правящим элитам не придет в голову отдавать такой инструмент, как СМИ, в удушающие объятья рынка. Там другие механизмы действуют, в том числе, прямого и косвенного субсидирования СМИ. Впрочем, на эту тему могу говорить долго, поскольку профессионально занимаюсь исследованиями этих проблем.
Хочу заметить, что классическая либерально-рыночная, конкурентная доктрина развития, обеспечивавшая процветание нынешних лидеров мировой экономики примерно до середины прошлого века и ныне принятая в ряде постсоветских стран, сегодня стремительно теряет свою актуальность, уходит в прошлое. Ей на смену приходит интеграционная система ценностей, ориентирующая не на состязательность и конкуренцию, а на кооперацию и интеграцию экономических систем всех уровней. В этой связи пора бы уже осознать, - замечает известный специалист в области макроэкономического анализа, профессор Валерий Байнев, - что принятая к реализации в большинстве стран постсоветского пространства дезинтегрирующая либеральная, конкурентно-рыночная модель экономического развития и соответствующее ей мировоззрение являются непреодолимым препятствиями на пути объединительных процессов в регионе. Более того, они наносят невосполнимый ущерб глобальной конкурентоспособности наших стран, ибо являются устаревшей, не соответствующей современным реалиям и потому давно отвергнутой технологически развитыми странами системой экономических воззрений.
Однако ж, вернемся к дьявольскому. Он, как известно, многолик. Я в связи с этим вспоминаю несколько замечаний Якова Николаевича. Он сетовал на то, что розничные торговцы дискриминируют издателей: не берут тиражи на распространение, требуют «входной билет» до 100 000 рублей, почтовые расходы для подписных изданий просто разорительны, конкуренция на рынке розничной продажи и доставки СМИ не создается, хотя, по логике – рынок, значит, все должно само собой образоваться. Но, не получается. Может быть, издатели не хотят делиться? Но издатели говорят: наш потребитель не сможет оплачивать рыночную стоимость издания и его доставки. Но, как же так, Яков Николаевич, ведь рынок! Нет ли здесь дьявольского раздвоения?
Тут закрадывается мысль: а может быть, СМИ – это какой-то особый товар? И только ли товар? Здесь бы послушать коллег-социологов, которые давно бьют тревогу по поводу того, что именно «абсолютизация рыночных механизмов вывела в современной России деятельность СМИ из-под контроля общества. Утверждение об имманентно присущей им рыночной сути является мифом. Известно, что различные социальные институты в разной степени могут быть включены в действие рыночных механизмов. К каким последствиям может привести перевод на рыночные механизмы деятельности, к примеру, правоохранительных органов, очевидно. СМИ по своим функциям являются социальными институтами, обеспечивающими в первую очередь духовное воспроизводство, относятся к классу институтов, аналогичных школе, церкви, семье, а не к акционерным обществам. Превращение коммерческой стороны деятельности СМИ в их главную функцию имеет резко негативные последствия для государственного и общественного развития.
Поэтому телевидение Западной Европы и США разительно отличается от российского. С. П. Капица обращает внимание на существование в Англии и Франции специальных служб, контролирующих соблюдение языковых и этических норм. В Би-би-си ему представили шестисотстраничный том правил поведения журналистов, утвержденный совместно государственными и общественными органами, познакомили и с контролером телевидения и средств массовой информации (есть такая государственная должность) - лордом Мортоном. Собеседник рассказал о "ежовых рукавицах", с помощью которых он действует в интересах общества: "Мы никогда не говорим журналисту (он очень "округло" выражался), что надо говорить, - мы слушаем, что он говорит. Если нас это не устраивает (ключевая фраза), мы его переведем на другую работу. Может, он даже больше денег будет получать, он способный человек, но нас он не устраивает как журналист".
Но ни социологов, ни политологов, ни других специалистов в России, а в нынешнее время и в нашей области никто не слушал и слушать не хочет. Хотите, чтобы ваши дети были похожи на героев Дома-2, чтобы копировали Ксению Собчак? Нам, Яков Николаевич, с вами повезло, мы воспитывались на другом…
Читателям этого поста еще раз напомню: к Якову Николаевичу – только самые добрые чувства. И в этом месседже – ничего личного. Но надо спасать же человека, и как показывает практика, не его одного. Излечиться от рыночного дурмана очень тяжело, поскольку это дьявольское наваждение обладает одним релаксирующим свойством – оно освобождает от ответственности тех людей, которым по долгу службы нужно ломать голову над тем, чтобы все пазлы в игре были составлены. А они, бывает, не в состоянии этого сделать и восклицают: да бог с ним, как-нибудь само рассосется! Рынок, мол, сам все по своим местам расставит...

 
Антонов Константин Александрович
Руководитель Новосибирского филиала Фонда развития гражданского общества, доктор социологических наук